Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Эрмитаж, который мы потеряли - Страница 6 Новейшее время

В период перестройки, в 1989-1990 годах журналы «Огонек» и «Смена» публиковали статьи, в т. ч. пространную статью А. Масякина «Продажа», посвященные вывозу и продаже за рубежом музейных и церковных ценностей из России.

А. Масякин провел сравнительный анализ дореволюционных и современных каталогов Эрмитажа и современных европейских и американских музеев, картинных галерей и частных собраний, обнаружив при этом огромные расхождения. Объясняя причины этих расхождений, А. Масякин показал, с каким гигантским размахом была организована продажа эрмитажных коллекций, делая основной упор на то, по каким каналам она проходила и какие крупнейшие зарубежные посреднические кампании и фирмы организовывали и принимали непосредственное участие в разграблении национальных сокровищ России. При этом они и тогда хорошо знали, что скупают краденое (потому что скупали очень дешево и тайно подлинные шедевры) и тем самым являются непосредственными участниками величайшей уголовной акпии, чем бы впоследствии они ее не камуфлировали.

Особое внимание А. Масякин уделил позиции, которую занимало в данном вопросе Советское правительство и его официальный маклер — пресловутое объединение по торговле ценностями за рубежом «Антиквариат». Таким образом, автор огоньковской статьи подробно проследил, что происходило с эрмитажными сокровишами уже вне стен самого музея. Предлагаемое нами исследование написано на основе рассекреченных документов, отложившихся по этой же теме в самом Эрмитаже в 20-х — 30-х годах. Судя по статье А. Масякина эти документы были ему неизвестны. Мало того, в своей статье (журнал «Огонек» N" 6. за 1989 г.) он сообщает; «Драматически сложилась судьба документов об этих событиях: они сгорели в блокаду вместе с частью эрмитажных архивов». Но теперь мы знаем, что это не так, хотя нельзя исключить, что часть документов, не включенных в опись фонда N" 5 и по разным причинам оставленных в музее, могла погибнуть во время войны. Неполнота документов прослеживается при изучении их состава в фонде, особенно — в списках продаж. Этим обстоятельством можно объяснить суммарные расхождения между количеством картин и вещей по спискам продаж и итоговыми данными по продажам в отчетах и справках о работе музея за 20-е и 30-е годы. Итак, документы найдены, хотя, возможно, не все.

В марте 1941 года из секретной части архива Эрмитажа они были переданы на постоянное хранение в секретную часть Государственного областного архива Октябрьской революции (ныне ЦГАСПб). Откуда в 1969-1970 гг. они поступили на секретное хранение во вновь образованный Ленинградский государственный архив литературы и искусства, (ныне ЦГАЛИСПб), где и находятся сейчас, теперь уже на общем хранении.

Как уже было сказано, документы фонда N" 5 — Государственного Эрмитажа НКП РСФСР — являются основной источниковедческой базой данной публикации. Необходимо дать им хотя бы краткую характеристику.

Фонд состоит из 58 дел, расположенных согласно Описи N" 1 в хронологическом порядке, т. е. с 1921 по 1937 год. Наиболее полно они представлены за 1928-1935 годы, от 7 до 10 дел в пределах одного года. В то же время такие годы, как 1921-1925 и 1936-1937 представлены одним-двумя делами, что тоже говорит о возможной неполноте документов. Отредактированные заголовки дел, хотя и раскрывают их содержание, но только в целом, внутри все дела состоят из самых разнохарактерных документов, что вообще является типичным для формирования делопроизводственной документации 20-х — 30-х годов. При рассекречивании дела не переформировывались, целиком и полностью сохранив старую систематизацию документов.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.