Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Эрмитаж, который мы потеряли - Страница 9 Новейшее время

Но вернемся к нашим документам. В основе их изложения положен хронологический принцип с соблюдением порядка расположения дел в описи. Публикация документов сопровождается небольшим по объему текстологическим комментарием: сами документы настолько красноречивы, что не нуждаются в подробных разъяснениях. Не будет и искусствоведческого анализа вещей и картин (живописных полотен), отобранных на продажу. Они также не нуждаются в оценках архивистов, так как их характеристики представлены в докладных записках заведующих отделами и секторами музея, в письмах и докладных директоров Эрмитажа и носят при этом вполне профессиональный характер.

Есть еще одна особенность в публикуемых документах: при наличии больщого количества списков продаж почти полностью отсутствуют полагающиеся при этом акты приема-передачи комиссией музея или самими директорами непосредственно в «Антиквариат» продаваемых вещей или картин. А они должны быть сохранены, так как в любом случае они бы служили оправдательными документами для тех же директоров музея. Может быть, именно они и погибли при пожаре в музее во время войны.

И еще одна часть документов, которая почти совсем не представлена в делах. Это документы о возврате в музей непроданных картин и вещей (далеко не все и далеко не сразу они продавались). Хотя существовала инструкция, которая четко регламентировала и этот момент. К сожалению, ее нет в документах, о ней только упоминается.

Несомненно, что богатство и разнообразие документов об Эрмитаже 20-х — 30-х годов далеко не исчерпывается публикуемыми списками продаж. Пока происходило выявление документов по теме о продажах, «по пути» обнаружилась масса интереснейщих сведений, впрямую не «работавщих» на нащу тему. Стало ясно, что в данном исследовании раскрыта лищь одна тайна, а вообще «плотность» расположения тайн и загадок в документах Эрмитажа столь высока, что может дать общирный материал как для дальнейщих архивных исследований, так и для поиска интригующих и захватывающих сюжетов в жанре исторического детектива. Какие только тайны не раскрываются в этих документах! Здесь и кражи драгоценных вееров, укращенных бриллиантами (108 карат), принадлежавщих Екатерине 11, и ларца, инкрустированного алмазами, впоследствии обнаруженного в Москве в магазине на Сухаревке. Стоимость похищенного — 200 с лищним тысяч рублей (это в ценах 1925 года, когда стоимость одного грамма золота равнялась

Ip. 25 копеек); раскрыта тайна так называемого «Шкафа Боргезе», оснащенного ядовитой стрелой; тайна перстня папы Павла II (1462-1504) с огромным, редкой красоты рубином и еще много, много тайн, которые ждут исследователей. Есть в документах и интимные тайны, которых мы не коснемся в данной работе.

К сожалению, не все документы могут быть приведены полностью по техническим причинам ограничения объема публикации, часть документов будет цитироваться фрагментарно, с приведением в тексте только тех цитат, которые работают на данную тему. И только самые важные «ключевые документы» (в том числе списки продаж) будут приведены полностью или с минимальными сокращениями.

Для всестороннего и более полного раскрытия темы в нащем труде будут привлечены документы других фондов, таких как ф. N" 36 — Государственный музейный фонд Наркомпроса РСФСР (1917-1929 гг.) и ф. № 29 - Комиссариата имуществ Республики Наркомпроса РСФСР (1917-1920). Эти фонды отличает чрезвычайная информационная насыщенность и больщий, чем у ф. № 5 объем (ф. N" 36 — 533 дела и ф. N' 29 — 368 дел). Они содержат директивные и нормативные документы, регламентирующие деятельность музеев в ранний советский период (декреты, постановления, распоряжения), документы о национализации дворцов, описи национализируемого имущества, документы о деятельности Художественно-исторической комиссии при Зимнем дворце, которая напрямую была связана с Эрмитажем. Все они прямо или косвенно содержат сведения о деятельности Эрмитажа за более ранний период, чем в фонде N” 5; таким образом, они расщиряют хронологические рамки начиная с Октябрьского переворота.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.