Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Монголии. XX век Страница - 14

(оживавший свои последние дни Цинский двор, не признавая пн независимости Монголии, ни посредничества России, тем не менее, был бессилен предпринять что-либо серьезное. Лишь сменившее его в феврале 1912 г. республиканское правительс-| во Юань Шикая приступило к активной политике в отношении Монголии.

Однако противодействие внутри - и внешнеполитическим моя-юльеким преобразованиям было осложнено тем, что пришедшее

1 власти новое китайское правительство столкнулось не с верхушечным заговором, а с политическими актами, увенчавшими польем стихийного освободительного общенародного движения.

К юму же успешным действиям монгольской верхушки, имевшим ш ромное прогрессивное значение для монгольского народа, и шлчмтельной, если не в определяющей степени содействовала поддержка России, которая, преследуя собственные геополитические и экономические интересы, в целом сыграла позитивную роль в возрождении монгольской государственности — главном п юге национально-освободительной революции 1911 г. — и в ее последующей судьбе.

Разумеется, у любой революции есть сторонники и противники, судьбы которых иногда являют сложные и противоречивые картины. В Пекине у трона умирающей династии Цин нашли

4)48 временное пристанище монгольские деятели, выступавшие против Синьхайской революции в Китае и вместе с ней — национально-освободительной революции в Монголии. Так, представитель в Пекине от Сайн-нойон-хановского аймака чин ван Наянт вступил в союз с чин ванами и гунами северо-восточных хорчинских хошунов Внутренней Монголии, присягнул на верность правительству империи Цин и выступил против нарождавшейся Китайской Республики. Однако очень скоро чин ван Наянт и другие монгольские деятели прокитайской ориентации уже присягали на верность Юань Шикаю, ставили вопрос о присоединении Монголии вместе с Тибетом к Китайской Республике, о созыве совещания по возмещению ущерба Монголии и Тибету47. Этому в немалой степени способствовала гибкая политика республиканцев, которые смогли расположить к себе даже некоторых из тех монгольских князей, которые ранее выступали за независимость Монголии. Поддавшись обещанию Юань Шикая предоставить равные права всем пяти национальностям Поднебесной, на сторону Китайской Республики перешел даже такой известный реформатор, японофил и борец за независимость Монголии, как харчинский ван Гунсэнноров. Он даже возглавил прокитайское Бюро по монгольским и тибетским делам (Мэн Цзан Шиузцзюй)48.

33


Внутренняя политика правительства богдо-хана

Победа национально-освободительной революции 1911 г. в Монголии положила начало короткому по времени, почти до конца 1919 г., существованию в Центральной Азии нового государства — феодально-теократической монархии богдо-хана.

Несмотря на то, что она не получила международного признания и находилась в политической и экономической зависимости от Российской империи, до 1915 г. это было непризнанное независимое, суверенное государство, проводившее самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику и выступавшее де-факто субъектом международных отношений. В результате тройственного китайско-русско-монгольского Кяхтинского соглашения 1915 г., о котором пойдет речь ниже, Монголии был навязан статус «автономии» в составе Китайской Республики, носивший первоначально номинальный характер, но в конце концов приведший к временной ликвидации государственной самостоятельности Монголии, ее оккупации войсками китайских милитаристов.

До этого момента, особенно до 1915 г., самостоятельность государства богдо-гэгэна не подлежит сомнению. Его возглавлял проницательный, умный и зрелый политик, неограниченный мо-м >|>ч Джсбзундамба-хутухта, сосредоточивший в своих руках всю  сиу светской и духовной власти49. К нему перешли функции

•......  императора:  он  утверждал ханов и князей в пра-

II14 наследования и управления родовыми уделами, назначал их ни I осударственные должности, присваивал им титулы и звания

• к* маньчжурскому табелю о рангах и назначал из государствен-

.......... значительно возросшее ежегодное жалованье, пенсии

Н пособия.

правление государством богдо-хан осуществлял через сформированное им и ответственное только перед ним правительство. I ш совершенствования его оперативной работы в июле 1912 г. Синю образовано Управление пятью министерствами, а его главе >и назначен Сайн-Ноён-хан Намнансурэн, получивший известен п, в литературе как премьер-министр, или председатель Соне м министров.

Образование министерств, введение поста премьер-министра, создание в феврале 1914 г. некоего подобия двухпалатного иарпамента — «Верхнего и Нижнего хурала», с совещательными функциями — это были новые шаги в области государственного

• 1рс)нгельства, созвучные современности.

Основные направления внутренней политики правительства |» и до-хана были нацелены на укрепление центрального аппарата управления «делами государства и религии», представленного на местах наместниками богдо-хана — сайтами, на строительство армии, па проведение некоторых экономических и культурных прешли юваний. В этих целях был образован специальный Комитет реформ, а в бюджете отдельной строкой был выделен так называемым «фонд реформ», достигший к 1916 г. 524,7 тыс. рублей 50.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.