Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История рыцарского вооружения - Страница 7 Новейшее время

Появление колюще-рубящих мечей свидетельствует о том, что профессия воина обрела массовость. В то же время воинское искусство древних ирландцев, микенцев, критян не может не вызывать изумления. Получается, что когда-то у некоторых народов существовали касты воинов, защищавших себя доспехами с ног до головы и в совершенстве владевших приемами фехтования. Вероятно, эти люди совершали далекие путешествия и, может быть, своим собственным примером провоцировали появление таких же каст воинов-рапиристов у других народов. Но точно ответить на вопрос, кто они и почему их оружие распространилось по Европе столь широко, мы не можем...

Современное колюще-рубящее оружие — рапира и шпага — появилось в Испании в 70-е годы XV столетия. Название его звучало так: «espada de горе га», что в переводе означает «костюмный меч», то есть меч, который носят с обычной одеждой; это важное уточнение, поскольку до этого мечи носили только с рыцарскими доспехами! Французы переняли слово «горега» — рапира, а в Англии прижилось слово «espada» — шпага.

Ныне, впрочем, и рапира и шпага, происходящие от рыцарского оружия, используются исключительно в спортивных целях.

Всадники с барельефов

Рыцарь немыслим без коня. Когда же пересеклись пути человека и лошади и в каком именно районе планеты лошадь впервые стала домашним животным? Считается, что лошадь была, скорее всего, одомашнена в степях Северного Причерноморья, причем уже тогда лошади могли скакать галопом со скоростью до 30 километров в час, а рысью до 10—14 километров^ В незапамятные времена лошадь помогала нашим предкам успешнее охотиться, торговать, путешествовать, переселяться с места на место, а главное — воевать.

Уже на рельефах древних шумеров, живших в Месопотамии в III тысячелетии до н. э., встречаются изображения четырехколесных колесниц, в которые, по-видимому, запрягали ослов и мулов. Гораздо удобнее и быстроходнее оказались боевые повозки хеттов, ассирийцев и египтян — широко распространившиеся на территории Передней Азии в середине П тысячелетия до н. э.^ Колесницы этих народов были одноосными; часть веса колесницы вместе с дышлом принимали на себя запряженные в нее лошади. Обычно в такой колеснице, запряженной двумя или тремя лошадьми, располагались возница и один или два лучника. Собственно верховая езда была известна и во времена боевых колесниц.

Роль лошади^ в жизни человека с каждым веком возрастала, что хорошо подтверждается многочисленными археологическими находками конской сбруи, которую клали вместе с умершими наряду с оружием, украшениями и другими «необходимыми» вещами. На основании имеющихся в распоряжении историков находок, а также дошедших до нашего времени изображений можно считать, что вначале люди ездили на лошадях без седел. Потом на спину лошади для удобства всадника стали подкладывать подстилку из шкуры либо попону, но, так как подобное седло не могло не сползать, его старались фиксировать, в результате чего и появилась подпруга.

Точно так же вначале употреблялись мягкие удила — подобные удила часто делали крестьяне глухих деревень царской России. Для этого на куске ремня или веревки обычно завязывали узлы. Расстояние между средними узлами делалось на пять — семь сантиметров больше ширины челюсти лошади. Чтобы уздечка не «продергивалась», в эти узлы вставляли палочки длиной восемь — десять сантиметров с вырезами в середине. Затем «удила» обильно смазывались дегтем или жиром. После взнуздывания концы ремня соединялись и заводились за затылок лошади, а между средними и крайними узлами крепился повод.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.