Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Российская буржуазия в период Гражданской войны - Страница 3 Новейшее время

Для современных исследователей, уделяющих внимание проблемам российского предпринимательства после 1917 г., характерны различные подходы к определению объекта исследования. Одни историки склоняются к изучению истории капиталистических предприятий и династий, пользовавшихся признанной репутацией в дореволюционной России^^. Более широкий подход дополняет исследование старых дореволюционных структур рассмотрением мелкого бизнеса в эмиграции (сфера обслуживания, агробизнес и т. п.), который зачастую стал вынужденным занятием самых широких слоев эмиграции, в том числе и не имевших никакого отношения к дореволюционной торгово-промышленной деятельности^^. И, наконец, некоторые авторы относят к русской предпринимательской деятельности за рубежом все виды деловой активности, в том числе противозаконные (мелкие аферы, спекуляции, контрабандные операции, совершаемые чиновниками и недобросовестными коммерсантами, расхищение российских государственных финансовых средств и имуществ, находившихся за рубежом, и т. д.). Подобная широкая трактовка русского зарубежного предпринимательства продемонстрирована в статье под характерным названием “Предприниматели и аферисты”, помещенном в сборнике “Русские без отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции 20-40-х годов” (М.: РГГУ, 2000)15.

Полагая правомочным сосуществование разных подходов, мы остановимся на рассмотрении того сегмента предпринимательства в период Гражданской войны и эмиграции, который олицетворял крупный бизнес дореволюционной России. Современники и потомки называли представителей предпринимательства по-разному. Сами себя они любили называть “купцами, именитым купечеством, торгово-промышленным классом, цензовыми элементами, государственно мыслящими людьми”. Интеллигентная публика часто употребляла термин “буржуазия”, который в период Гражданской войны у определенной части населения приобрел сугубо отрицательный оттенок. Однако сами “буржуа” не стеснялись этого определения. Так, на съезде представителей промышленности, торговли, финансов и сельского хозяйства в Киеве (15-18 мая 1918 г.) министр торговли и промышленности С. М. Гутник призвал не бояться слова “буржуа”. По его словам, “просвещенная, культурная буржуазия - это основа благосостояния страны”!®, в ходе Гражданской войны стали бытовать и другие определения: “представители капитала” (выражение социалистов), “Минины и Пожарские” (словосочетание, предложенное журналистами периода Гражданской войны”). При всем многообразии определений важно одно - герои предлагаемого исследования были связаны с легальной предпринимательской деятельностью. Рупором общественного мнения данной социальной группы служили предпринимательские представительные организации, которые, применяя сложившуюся десятилетиями практику, четко следовали процедурам выработки коллективного решения на регулярных съездах и собраниях. Именно поэтому в данной работе объектом изучения являются предпринимательское сообщество и представительные организации буржуазии.

Особенности складывания торгово-промышленного представительства в России определялись несколькими обстоятельствами. С одной стороны, российское предпринимательство, по сравнению со странами Европы, было относительно малочисленным, при этом его отличала большая внутренняя дифференциация по уровню материального достатка. В результате от имени торгово-промышленного класса до 1917 г. традиционно выступало ограниченное число лидеров, представлявших самые громкие предпринимательские династии. С другой стороны, в России до 1917 г. так и не сложилось полноценной общероссийской организации, представлявшей интересы деловой буржуазии. После 1905 г., по словам современников, отраслевые группировки (в основном промышленные) росли, как грибы. Общее число предпринимательских организаций накануне Февральской революции достигало, по подсчетам отечественных историков, 175*’. Однако этот количественный рост отнюдь не был свидетельством роста социальной активности предпринимателей. Многие фирмы и объединения входили в состав сразу нескольких организаций, это же касалось и отдельных представителей делового мира.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.