Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Система управления промышленностью КНР - Страница 12 Новейшее время

Необязательные расчетные показатели, т. е, показатели, не устанавливаемые центром, также включались в план предприятия, но предприятия могли изменить их в соответствии с конкретными условиями (см. [121, с. 218]).

Все показатели, включаемые в годовой план предприятия, можно разделить на три вида:

1) упомянутые выше директивные показатели, для изменения которых министерству или местным органам необходимо было получить разрешение Госсовета;

Корректируемые показатели, изменяемые самостоятельно в определенных пределах, установленных Госсоветом;

3) показатели, которые устанавливались для ориентировки.

Таким образом, разработка первого пятилетнего плана сопровождалась созданием в КНР основ сравнительно цельной системы планирования Опыт, полученный в результате его разработки и выполнения, дал возмож-. ность китайским плановикам с помощью советских специалистов, не только разработать второй пятилетний план, но и в основном сверстать третий, а также другие перспективные планы развйтия народного хозяйства.

Большое значение в обеспечении обратной связи в процессе планирования имело Государственное статистическое управление (ГСУ) КНР, которое являлось органом Госсовета КНР. Начальник ГСУ одновременно являлся заместителем председателя Госплана, что говорит о достаточно тесной связи центральных статистических и плановых органов. Местные статистические органы — статистические управления провинций и секторы статистики округов, уездов и городов провинциального подчинения — подчинялись соответствующим народным комитетам и были непосредственно связаны с местными плановыми органами. Однако ГСУ КНР не располагало правом издания приказов и указаний, обязательных к исполнению местными органами статистики: оно не проводило централизованного планирования статистических работ. Вся статистическая работа в стране проводилась по заданиям соответствующих органов государственного управления (в центре — по заданиям Госсовета и ЦК КПК, а на местах — местных народных комитетов). Кадры руководящих работников местных органов статистики подбирались и утверждались на местах и содержались они за счет местных бюджетов. Для получения от местных статистических органов систематических данных в виде текущей отчетности или единовременных данных в целях проведения единовременных учетов или переписей ГСУ КНР запрашивало сводные данные по разработанной им системе показателей, сводным формам в установленный срок.

В целях укрепления государственной дисциплины, для проверки работы всех министерств и ведомств, а также местных государственных административных органов всех ступеней и предприятий решением Госсовета КНР от 2 ноября 1955 г. было создано министерство контроля [24, с. /О—74J. Важнейшей его функцией являлся контроль за' выполнение государственных народнохозяйственных планов и соблюдением финансовой дисциплины всеми предприятиями и органами всех ступеней, который осуществлялся через управления государственного контроля, создаваемые в министерствах и ведомствах. На местах контрольные функции были возложены на подчиняющиеся им управления (департаменты) контроля местных народных комитетов соответствующих ступеней (вместо комитетов народного контроля местных народных правительств, существовавших до реорганизации в 1954 г.) (см. [34, с. 237— 240]).

Система управления промышленным предприятием — основной организационной ячейкой общественного производства — практически ничем не отличалась от системы, принятой в СССР. В годы первой пятилетки на промышленных предприятиях КНР сущ. ествовали двух-, трех - и четырехзвенные организационные структуры управления; причем к концу 1957 г. наиболее распространенными стали трехзвенные: заводоуправление —

Цех — смена.

В ^0 же время велись поиски наиболее рациональных организационных структур, основным направлением которых являлись мероприятия по сокращению и упрощению административно-управленческого аппарата, весьма раздутого на большинстве предприятий. В начале 1955 г. был взят курс на «сокращение аппарата, упрощение структуры, упорядочение вопроса о кадрах», который рассматривался в качестве необходимой меры в «проведении режима экономии, в накоплении средств для строительства, направленной на улучшение работы государственных учреждений и на успешное дальнейшее развертывание социалистического строительства» [24, с. 82].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.