Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Система управления промышленностью КНР - Страница 13 Новейшее время

В ходе проведения мероприятий по сокращению аппарата управления выявлялись и устранялись нерациональные структуры управления. В частности, велась работа по слиянию сходных по своим функциям отделов. Например, новый отдел кадров заменил собой три отдела: собственно отдел кадров, отдел, труда и заработной платы и отдел технического обучения, что позволяло сократить численность управленческого персонала. 1ак, в 1966—1957 гг. численность сотрудников аппарата заводоуправлений на большинстве машиностроительных заводов сократилась с 23,57о до 137о обндей численности занятых на предприятии. Гакое упрощение структуры и сокращение управленческого аппарата повышало эффективность всей системы управления, особенно на сравнительно небольших предприятиях, где сложные схемы управления себя не оправдывали.

В основе функционирования системы управления промышленностью КНР того периода лежал ленинский принцип единства политического и хозяйственного руко водства. Для его реализации по указанию ЦК КПК с мая 1956 г. при парткомах различных ступеней стали создаваться отделы промышленности. В их компетенцию входили подборка и расстановка кадров управления промышленностью; проверка работы промышленных предприятий и органов управления; контроль за работой первичных партийных организаций промышленных предприятий; руководство всей политической работой.

Социалистические принципы хозяйствования предполагают и социалистические методы управления, важное место среди которых принадлежит экономическим методам, в частности хозяйственному расчету, составлявшему основу хозяйственной деятельности государственных предприятий.

Государственный план, и хозрасчет являются двумя неотъемлемыми сторонами регулирования социалистического воспроизводства. В. И. Ленин рассматривал внедрение хозрасчета как дальнейшее. развертывание и конкретизацию принципа демократического централизма применительно к управлению промышленностью, как внедрение метода социалистического хозяйствования (см. [5, с. 151 — 152, 173—174; 17, с. 151 — 152; 18, с. 150— 151]).

Хозяйственный расчет внедрялся в практику деятельности государственной промышленности КНР постепенно— на отдельных предприятиях,'в отдельных отраслях. Еще в июле 1949 г. управление промышленности Северо-Восточного Китая опубликовало Решение об укреплении системы хозяйственного расчета и о развертывании борьбы с бесхозяйственностью. В нем подчеркива-

Лось, что внедрение хозяйственного расчета на общественных предприятиях и борьба с бесхозяйственностью являются «центральным звеном в управлении деятельностью отраслями промышленности района» [253, 29.VI. 1949].

До введения хозрасчета в государственной промышленности все доходы предприятий перечислялись в госбюджет, из него же покрывались и расходы. Временные правила составления финансового приходно-расходного плана на государственных предприятиях и Временные правила о внесении государственными предприятиями прибыли в бюджет, принятые в 1951 г. ГАС, обязывали государственные предприятия вносить в государственный бюджет налоги с оборота, плановые прибыли (целиком) и излишки оборотных средств, а также 70% сверхплановой прибыли (остальные 30% - предприятие имело право оставлять в качестве премиального фонда). Из общей суммы прибыли предприятию выделяли 10% в качестве директорского фонда |[43, с. 2032]. В дальнейшем в распоряжен-ии предприятий оставалось до 40% сверхплановой прибыли и премиальный фонд. Однако доля отчислений от прибылей и порядок распределения премиального фонда не были унифицированы по стране. Амортизационные* отчисления и излишки оборотных средств должны были вноситься в госбюджет, что естественно значительно сужало хозяйственную самостоятельность предприятий в части развития производства и весь эффект от внедрения хозрасчета. Тем не менее в период выполнения первого пятилетнего плана китайская печать писала о превращении хозяйственного расчета в «основной метод управления» на государственных предприятиях КНР, что способствовало внедрению принципа материальной заинтересованности в управление промышленностью КНР.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.