Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Система управления промышленностью КНР - Страница 5 Новейшее время

В соответствии с упомянутым постановлением все государственные промышленные предприятия подразделялись на три категории:' 1) непосредственно подчиненные министерствам Центрального народного правительства ЩНП); 2) подчиненные* ЦНП, но временно управляемые местными народными правительствами или военными органами; 3) переданные в подчинение местным народным правительствам. В дальнейшем такое подразделение — тогда еще недостаточно четкое — развилось в одну из основных особенностей системы управления промышленностью КНР — противопоставление промышленности центрального и местного подчинения.

Рассматриваемое постановление не предусматривало щепосредственных мероприятий по налаживанию производства на промышленных предприятиях. Дело в том, что в тот период еше не были созданы специальные центральные органы, которые могли бы в полном объеме осуществлять управление промышленностью. Все управленческие функции фактиче(::ки сосредоточивались в руках народных правительств шести крупных административных районов, созданных сразу же после образования' КНР К Различия в хозяйственной структуре этих районов предопределили и разнообразие организационных форм управления государственной промышленностью на их территории (в некоторых из них действовали собственные промышленные министерства и управления); не были унифицированы и хозяйственные связи районов с Центральным народным правительством.

В данной связи 4 мая 1951 г. было принято постановление ГАС о разделении прав и обязанностей по руководству финансово-экономической работой между центральными и местными органами, которое обязывало народные цравительства крупных административных районов обеспечить контроль и оказывать помощь первой категории предприятий, а о'работе важнейших предприятий второй и третьей категории давать полную информацию.

Непосредственно после образования КНР, в условиях, когда единая система органов управления, которая могла бы обеспечить управление промышленностью, еще не ^была создана, и рабочий класс не был готов взять управление предприятиями в свои руки, КПК выдвинула лозунг «Не ломать существующего порядка на предприятии». При сохранении существовавшего административного и производственного механизма национализируемые предприятия передавались в распоряжение военных властей. На них назначались правительственные военные уполномоченные (на крупных создавались отделы военного контроля), которые контролировали работу аппарата управления.

Военно-административные комитеты (ВАК) — органы военного управления в крупных административных районах — в восстановительный период выполняли функции не только административных органов, но и «высших органов местной государственной власти» С22, с. 69]. Они возглавлялись обычно командующими войсками. В крупных и средних городах были образованы военноконтрольные комитеты (ВКК), которые подчиняясь воен-но-административнЫм комитетам, распространяли свою власть вплоть до уездов; народные правительства крупных и средних городов начинали свою деятельность обычно в качестве отделов ВКК. Главной задачей комитетов являлась постепенная передача функций управления городским народным правительствам после «принятия управления» у бывших городских властей. Военные становились зачастую руководителями предприятий. ВКК практически руководили всей деятельностью промышленных предприятий.

Необходимо также подчеркнуть тот факт, что кроме непосредственного^ участия военных в управлении в первые годы после образования КНР армия была еще и главным поставщиком управленческих кадров. Такое положение было обусловлено ие только обстановкой гражданской войны, но и определенной кадровой политикой. Только с октября 1949 г. по сентябрь 1952 г. в партийные, государственные н административные органы было направлено более 1,2 млн. бывших военнослужащих. Поэтому понятно, что многие вопросы управления и в промышленности решались армейскими методами, т. е. жестким администрированием, демократический централизм подменялся армейским командованием (см. [55. с. 111 — 112]). '

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.