Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Система управления промышленностью КНР - Страница 7 Новейшее время

Во многом такое положение объяснялось отсутствием единого законоположения об управлении государственными промышленными предприятиями. Лишь в марте 1953 г. министерство тяжелой промышленности издало указания о создании системы ответственности на предприятиях и рудниках^, которые фактически являлись* сводом принципиальных положений об управлении государственными предприятиями. Указанный документ предписывал: «В сфере управления данным заводом (рудником) директор завода (рудника) несет ответственность, за руководство производством всего предприятия. В цехе начальник цеха несет ответственность за руководство производством во всем цехе. На каждом участке производства мастер несет ответственность за руководство производством на всем участке» (цит. по [82, с. 87]). Четко определялись функции должностных лиц и тем самым вводился в систему управления предприятиями принцип единоначалия. На основе этого указания в июле 1954 г. ГАС опубликовал «Основные правила о деятельности государственных предприятий», которые предусматривали единообразный порядок организации управления производством в соответствии с принципом единоначалия.

Кроме того, в апреле 1953 г. на предприятиях по опыту СССР были созданы товарищеские суды для расследования случаев нарушения трудовой и производственной дисциплины, которая была на чрезвычайно низком уровне

Все указанные мероприятия позволили улучшить положение дел на предприятиях, что незамедлительно сказалось на увеличении выпуска промышленной продукции и подготовило дальнейшие преобразования системы управления промышленностью.

В условиях строительства социализма общегосударственное планирование, оперативное управление отраслью и отдельным предприятием (представляющие собой моменты процесса непосредственно общественного производства) требуют определенной централизации управления. Касаясь этого вопроса применительно к Советской России, В. И. Ленин писал: «Превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководствовались одним планом, — вот та гигантская организационная задача, которая легла на наши плечи» і[7, с. 7].

В КНР данная проблема становилась особенно актуальной в связи с принятием в 1953 г. генеральной линии КПК в переходный период. Централизация управления народным хозяйством КНР на долговременной основе, обусловленной задачами социалистического строительства в стране, началась с создания к концу 1952 г. системы центральных и местных органов управления взамен массы раздробленных министерств и подчиненных им органов при правительствах крупных административных районов. Управление всем народным хозяйством непосредственно закреплялось за финансово-экономическим комитетом, входившим в ГАС.

Комитет стремился охватить своей деятельностью все сферы хозяйственной жизни страны: промышленность, транспорт, продовольственное дело, внешнюю торговлю, налоговые вопросы, а также координацию взаимоотношений между различными районами. Причем главное вниманйе он уделял промышленности. Первоначально в ведении ГЛС было 5 отраслевых промышленных министерств (из 14 хозяйственных): тяжелой промышленности, топливной промышленности, текстильной промышленности, пищевой и легкой промышленности (см. [22, с. 46]).

Финансово-экономический комитет и министерства являлись органами коллегиального руководства, где практически все вопросы решались методом совещаний (см. [22, с. 67}).

Наряду с созданием центральных органов управления народным хозяйством были созданы соответствующие местные органы на административно-территориальных уровнях. В провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения руководство промышленными предприятиями осуществляли управления (департаменты) промышленности, подчиняющиеся финансово-экономическим комитетам соответствующих народных правительств, в уездах — секторы промышленности. В волостях отраслевого аппарата не было. Отдельными функциями управления здесь ведали комиссии, члены которых не освобождались от производственной работы. Структура местных органов управления промышленностью не была унифицирована. Выдвигалось лишь требование, чтобы она была «действенной и простой», и в этом направлении велись постоянные поиски. Организационная структура на местах налаживалась в зависимости от конкретных условий, соответствующие решения передавались для утверждения ГАС. В большинстве случаев затем в течение некоторого времени принятая организационная структура проверялась на практике и лишь после этого окончательно утверждалась ЦНП.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.