Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Система управления промышленностью КНР - Страница 9 Новейшее время

В области промышленности основные задачи первого пятилетнего плана состояли в преимущественном развитии тяжелой промышленности: черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной, электроэнергетической промышленности и создании современного отечественного машиностроения. Большое внимание в проекте первого пятилетнего плана уделялось улучшению системы управления предприятием. В нем указывалось, что «все промышленные предприятия должны неустанно улучшать качество управления предприятиями, в особенности улучшать техническое руководство и систему хозрасчета» [26, с. 54].

Параллельно с разработкой и утверждением пятилетнего плана велась подготовка к реорганизации системы управления народным хозяйством и промышленностью, как его важнейшей составной части, в соответствии с задачами, выдвигаемыми пятилеткой, усложнением структуры народного хозяйства, увеличением числа объектов управления — государственных промышленных предприятий. Она началась в 1954 г. и фактически не прекрап;алась в течение всей пятилетки. Сложившаяся к корцу 1957 г. организационная структура управления промышленностью представлена на схеме 4. Высшим органом общего руководства народным хозяйством стал Государственный совет (образованный вместо ГАС). В соответствии с Конституцией, принятой в 1954 году. Госсовет решал следующие основные хозяйственные задачи:

—  осуществление единого руководства работой министерств, комитетов и комиссий, а также местных государственных административных органов по всей стране:

—  руководство всей деятельностью по составлению и выполнению народнохозяйственного плана и государственного бюджета.

Госсовет состоял из премьера, его заместителей, министров и председателей комитетов и комиссий. Он образовывался Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП), был ответствен перед ним и ему подотчетен.

Отдельными сферами народного хозяйства руководили министерства. Численность отраслевых промышленных министерств к 1957 г. возросла до 14 (из 32 хозяйственных) (см. табл. 1, 2). Координацию работы отраслевых промышленных министерств' осуществляли две канцелярии Госсовета — тяжелой и легкой промышленности.

Организационная структура министерств, построенная с учетом опыта СССР и других социалистических стран, в основном соответствовала задаче максимально тесной связи министерства с отдельными предприятиями. Типичной организационной структурой промышленного министерства можно считать,^ например, структуру министерства нефтяной промышленности (схема 5), включение в которую и отраслевых, и территориальных подразделений отвечало принципу единства отраслевого и территориального управления. Руководителями министерств являлись министры, которые в соответствии со ст. 51 Конституции несли персональную ответственность за пуководство работой соответствующей отрасли.

В некоторых отраслях промышленности, в частности в лесной, создавались тресты, являвшиеся связующим звеном между предприятиями и министерствами.

Названия местных органов управления промышленностью остались без изменения: управления (департаменты) промышленности на провинциальном уровне, отделы промышленности в округах, секторы в уездах. Однако их организационная структура усложнилась за счет создания отраслевых и функциональных подпазде-лений соответствующих MHHHctepcTB и комитетов Госсовета. В некоторых народных комитетах провинциального звена для координации деятельности отраслевых промышленных управлений создавались канцелярии по промышленности. Они фактически находились в двойном подчинении — соответствующих народных комитетов и Госсовета.

В конце 1953 г. в КНР было принято решетите о создании и укпеплении плановых органов, а в 1954 г. разработаны Положения о плановых органах всех ступеней, па основании которых строилась их работа. Структура органов планирования КНР к концу первой пятилетки отражена в схеме 1. Государственное руководство планированием народного хозяйства осуществлялось венп, а между сессиями — его Постоянным комитетом и образуемым им Госсоветом КНР. Согласно ст. 15 Конституции, государство при помощи народнохозяйственных планов должно руководить развитием и преобразованием экономики, обеспечивать непрерывный рост производительных сил в целях подъема материального и культурного уровня жизни народа, укрепления независимости и безопасности страны.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.