Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Современная историография стран Тропической Африки - Страница 10 Новейшее время

Переход от донаучной истории к научной историографии предполагает постепенное сближение и затем полное соединение рационалистической научной теории, освобожденной от средневекового провиденциализма, и исторических знаний, основанных на критическом исследовании источников. Этот объективный критерий, сформулированный М. А. Алпатовым /531, с. 3/, позволяет провести научно обоснованную периодизацию истории исторической науки различных народов мира. На донаучной стадии несистематизированные исторические сведения передаются от поколения к поколению вначале в устной форме как разнообразные повествования о прошлом (мифы, эпос, легенды, генеалогии и т. п.), позже - в письменной форме. Только к ХУШ в. в условиях Европы созревают необходимые научно-информационные и социальные условия для качественного скачка - превращения истории в подлинную науку. Ф. Энгельс указывал: "Восемнадцатый век собрал воедино ¦ результаты прошлой истории, которые до того выступали лишь разрозненно и в форме случайности, и показал их необходимость и внутреннее сцепление. Бесчисленные хаотические данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь; знание стало наукой" /6, с. 599/.

История как особая научная дисциплина сложилась впервые в европейских странах. Это обстоятельство имеет существенное значение в наших размышлениях о путях генезиса африканской историографии. Дело в том, что если накопление фактического материала о прошлом шло в Африке в своих основных чертах тем же путем, что и у народов других континентов, интерпретация этих знаний, их осмысление и теоретическое обобщение в подлинно научном смысле стали возможны лишь на принципах европейской исторической науки. Африканские народы в сипу научного и культурного отставания, начавшегося еще в доколониальные времена и особенно усилившегося в результате колониальных захватов и капиталистической эксплуатации, не' смогли выработать научную методологию и методику исторического исследования. Как показал акад. Н. И. Конрад, "теоретические основы гуманитарных наук, действительные в наше время для исследователей во всех странах", были выработаны в Европе с "той исторической поры, когда технический, экономический и социальный прогресс народов Европы стал решительно обгонять такой же прогресс" на других континентах /5.77, с. 1415/.

Ссыпаясь на работу советского психолога А. Р. Лурия об историческом развитии познавательных процессов, исследователь из Тарту П. Тульвисте, изучая африканский фактический материал, показал, что мышление в научных понятиях определяется не наследственностью и не особенностями функционирования мозга, а общественно-практической деятельностью людей. Отсталая социально-экономическая структура, низкий технический и технологический уровень доколониального африканского общества обусловили развитие таких видов практической деятельности, которые могли обеспечить появление лишь несистематизированных, отрывочных знаний об обществе и природе. Само по себе это не могло привести к появлению науки. П. Тульвисте приходит к обоснованному заключению: "Мышление в научных понятиях не представляет собой универсальной стадии развития, к которой с необходимостью должно прийти всякое мышление в своем онтогенезе или историческом развитии. Отсутствие этого типа мышления также нисколько не мешает существованию в тради-циональных обществах сложнейших видов практической и теоретической деятельности и соответствующих текстов, не предполагающих рефлексивного мышления" /635, с. 101/.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.