Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Современная историография стран Тропической Африки - Страница 11 Новейшее время

Здесь хотелось бы еще раз подчеркнуть следующую мысль: признание того факта, что для развития африканской исторической науки было неизбежным привнесение извне основных теоретико-философских категорий и методики исследования, нисколько не умаляет достижения африканского творческого духа. Это хорошо понимают прогрессивные африканские мыслители современности.

Бенинский профессор П. Хунтонджи в противовес афроцентрист-ским, по сути - националистическим тезисам, некритически оценивающим вклад народов Тропической Африки в мировую цивилизацию, прямо признает, что современное знание, другими словами, науку африканцы создать не смогли /277, с. 125/. Главную причину он вишт в отсутствии письменности, хотя на самом деле это всего лишь следствие того уровня социальной практики, о которой мы говорили выше.

Подытожим наши рассуждения о возникновении человеческой истории: это был долгий диалектический процесс от незнания к зача-' точным знаниям и, наконец, к более совершенньп^ знаниям о прошлом; от истории-хроники к истории—науке (кстати, так именно названа книга португальского ученого Ж. Б. Карвалью /675/), от донаучной истории к научной историографии. Такой путь прошла историческая мысль всех народов мира, однако накопление фактического материала и его теоретическое обобщение шли крайне неравномерно. Африканская историография возникла в результате синтеза донаучной традиционной истории и современных методологии и методики, общепринятых в мировой науке.

2. «Горячие» и «холодные» общества

Буржуазная философия истории и историография на протяжении длительного времени отрицали наличие у народов Африки истории

15

И исторического сознания. Теоретическое обоснование этому ложному утверждению впервые дал Гегель в "Философии истории", представляющей запись его лекций в 1822-1831 гг. Хорошо известно, что из всего творческого наследия немецкого философа В. И. Ленин наиболее резко критиковал именно эту работу: "В общем, философия истории дает очень и очень мало - это понятно, ибо именно здесь, именно в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее устарел и антиквирован" /11, с. 289/. Среди ряда ошибочных положений этой книги сегодня самый резкий протест общественных деятелей и ученых Африки вызывают те, в которых доказывается существование многих народов, географических областей и целых континентов, находящихся за пределами мирового исторического процесса. К ним отнесена и Африка.

Африку Гегель делит на три части: "первая есть находящаяся к югу от пустыни Сахары подлинная Африка.. . вторая, находящаяся к северу от пустьши, так сказать европейская Африка, есть прибрежная страна; третью часть составляет бассейн Нила, единственная африканская долина, примыкающая к Азии" /540, с. 87/. По поводу средиземноморского побережья Африки Гегель замечает, что это - "чудный край, который следовало и нужно было присоединить к Европе" /540, с. 88/, однако настоящей Африкой он считает лишь тот обширный регион, который ньше принято называть Тропической Африкой. Рассказ об этой части Африки изобилует фантастическими описаниями природы и людей, но наиболее важным является следующее утверждение: "Вышеупомянутая подлинная Африка оставалась в продолжение исторического периода отрезанной от остального мира; это - замкнутая в себе страна, изобилующая золотом, детская страна, которая, находясь за пределами дня самосознатепьной истории, облечена черным покровом ночи" /540, с. 87/. Несколько дальше, завершая крайне тенденциозное описание обычаев народов Тропической Африки, Гегель вновь возвращается к тезису об отсутствии у них истории: "Теперь мы покидаем Африку и уже не будем упоминать о ней. Ведь она не является исторической частью света; в ней не замечается движения и развития" /540, с. 94/. А как же хорошо известные достижения цивилизации Египта и военное могущество Карфагена? Гегель отвечает: "Карфаген был там важным и пре-ход5ПЦим моментом, но как финикийская колония он относится к Азии Египет.. . чужд африканскому духу" - и вновь повторяет, что у Африки нет истории, что она находится на первобытной ступени развития духа, иными словами - на пороге всемирной истории /540, с. 94/.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.