Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Современная историография стран Тропической Африки - Страница 2 Новейшее время

Если для консервативньк классов и общественных групп прошлое -

Предмет любования, идейное оружие в борьбе против передовых элементов настоящего и будущего, то для революционных демократов критика доколониального и колониального прошлого, его преодоление - необходимая составная часть в деле строительства лучшего общества, воспитания нового человека. Отсюда - большая роль истории в школьном преподавании и мировоззренческой ориентации подрастающего поколения;

Становление современной африканской историографии происходит в условиях борьбы двух противоположньк идеологий на мировой арене и при возрастающем влиянии на ее представителей марксистсколенинской теоретической мысли. Распространение передовых идей способствует освобождению африканской науки от засилья буржуазной методологии, концепций афроцентризма и национализма, позитивизма и фактографии. Наряду с ростом влияния передовой научной теории усиливается проникновение в общественные науки африканских стран модных на Западе буржуазных и оппортунистических концепций. Экспорт в развивающиеся страны буржуазной идеологии и методологии является главным содержанием новейшей разновидности современного империализма - "культурного" империализма. Его аргументированная критика и разоблачение - актуальная задача советской африканистики.

Таковы вкратце проблемные аспекты предлагаемого исследования современной африканской историографии, предметом которого ЯЕШЯются ее генезис, этапы становления и основные концепции по узловым вопросам истории континента. В работе решается теоретическая проблема общих закономерностей и особенностей формирования исторической науки в условиях национально-освободительной революции, показаны познавательные и общественные функции истории в развивающихся странах, дана классификация методологических направлений и школ, приводятся новейшие сведения об исследованиях, проводимых в научных центрах исторического профиля. Большое внимание уделено жизни и трудам современных африканских историков, причем к оценке научного вклада отдельных ученых автор подходит дифференцированно, учитывая не только их философские и исторические взгляды, но и политическую деятельность, а также тенденции идейной эволюции. Автор стремился сочетать максимальную осторожность в выводах с определенностью идейно-политических характеристик, вытекающих из необходимости партийно-классового подхода к явлениям науки. Такой интерес к личности историков вполне оправдан, ведь именно ученый - главный двигатель историографического процесса. Здесь уместно привести глубокую мысль: "Прежде чем изучать историю, изучите историка" /673, с. 38/.

Изучение современной африканской историографии как широкого общественного и научного феномена, комплексное рассмотрение всех ее функций - гносеологической, идеологической, ценностной - позволяют глубже проникнуть в диалектику соотношения общих закономерностей и специфики, свойственной данному региону, дать аргументированную критику как европоцентристских концепций западной буржуазной истории, так и националистических воззрений сторонников "африканской исключительности". Африканская историо—

Iрафия должна изучаться не изолированно, а в связи и взаимозависимости с мировым историографическим процессом, с учетом последовательной смены философско-теоретических систем и этапов формирования, пройденных историографиями других народов мира, опередивших в своем культурном развитии африканские народы. Речь, в частности, идет о сопоставлении африканской историографии с историей исторической науки в тех странах, которые в XIX в. нахо-дипись под национально-копониальньш! гнетом.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.