Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Современная историография стран Тропической Африки - Страница 7 Новейшее время

Как известно, еще Гегель выдвинул концепцию трех ступеней исторического познания; первая из них - "первоначальная история" - история без критики и без рефлексии, которую он определяет следующим образом: "Историки описывали преимущественно протекавшие на их глазах деяния, события и состояния, причем сами они были проникнуты их духом и переносили в сферу духовных представлений то, что существовало вовне" /540, с. 3/. Здесь, таким образом, познание прошлого спивается и растворяется в действительности. Затем следует история рефлективная, где, по выражению Гегеля, "изложение. . . возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа" /540, с: 4/. Это более высокая ступень познания прошлого, которая характеризуется критическим отношением к источникам, отказом от описания разрозненных фактов и событий и стремлением к их обобщению. На этом же этапе возникает критическая рефлективная история или история истории. Наконец, третьим видом истории является философская история - "мыслящее рассмотрение" исторического процесса, имеющее цепью открытие общих закономерностей человеческого общества, понимаемого Гегелем как самодвижение "мирового духа" /540, с.4-11/.

История возникает только тогда, когда есть "ясное, осознанное" представление о прошлом, а это возможно лишь у тех народов, у которых есть 'государственное устройство и сознание духа

Свободы. Только государство создает необходимые условия для возникновения историописания, утверждает Гегель в "Философии истории" /540, с. 58-59/, а в "Философии духа" прямо пишет: "Народ без государственного устройства (нация как таковая) не имеет, собственно, никакой истории, подобно народам, сушёство-вавшим еще до образования государства, и тем, которые еще и поныне существуют в качестве диких наций" /541, с. 368/. От Гегеля идет деление народов мира на "народы с историей" и народы, не дошедшие до истории, которое предопределило одну из самых острых контроверз философии истории в последующие два столетия.

Идеалистическую концепцию исторического познания, выдвинутую Гегелем, сто лет спустя стремились развить такие видные буржуазные ученые, как К. Ясперс и Б. Кроче. Гегелевскую мысль о том, что история есть "ясное" представление о прощлом, повторяет Ясперс в известной работе "Истоки истории и ее цепь", где он делит все прошлое на доисторию и историю. Доистория - это объективный поток изменений человеческого общества, неосознанных и забытых впоследствии, ибо тогда не было ни традиции, ни документации. Там, где нет преемственности традиций, осознания происходящих событий, там нет истории, там господство мрака. "Доистория, - говорит Ясперс, - не освещается тусклым светом нашего знания" /655, вып. 1, с. 64/. Он отвергает как предрассудок мысль о том, что история есть или должна быть там, где нет сознания о ней. Фактически перед нами утверждение о невозможности познания начальных этапов исторического знания, вытекающее из общих методологических принципов философии истории Ясперса /538, с. 7576, 148-149/.

В исторической концепции Б. Кроче значительное место занимает вопрос о происхождении исторического знания, в частности, о соотношении между критической интерпретацией истории и историческими источниками, воплощенными в хрониках. Господствовавшему в конце XlX в. позитивистскому пониманию хроники как предшественницы истории, ее первой, еще несовершенной стадии, Кроче противопоставляет тезис о принципиальной разнице между ними. Свои мысли он выразил в яркой афористичной форме, но известно, что остроумие не заменяет собой глубины содержания, а метафоры - не лучший из аргументов.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.