Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Униформа и снаряжение японской морской авиации - Страница 41 Новейшее время

В сентябре 1942 г. старшина 1^ статьи Минору Хонда совершил вынужденную посадку на острове Коломбангара вблизи Рабаула, где его окружила группа удивленных островитян. Не зная, как обернется дело, Хонда взял в одну руку мешочек со сладостями, а в другую — браунинг. Однако островитяне были настроены дружелюбно и во всем помогали Хонде в течение десяти дней, пока к нему не подоспела помощь.

Мечи

Всем офицерам флота для церемоний полагалось иметь военные мечи. Это оружие не выдавалось: офицеры либо приобретали его через Сюйкоша (Клуб офицеров флота), либо использовали старинные фамильные клинки. Меч промышленного производства стоил от 10 до 20 йен, тогда как средняя стоимость меча ручной ковки в среднем составляла 280 йен. Офицер морской авиации Маеда Такёси носил фамильный меч стоимостью 1200 йен.

Старшины получали мечи от флота. Если офицер располагал фамильным или старинным мечом, то это оружие полагалось носить в стандартных ножнах Японской армии: на флоте мечи носили в ножнах с двумя кольцами для пассиков портупеи, армейские ножны имели одно кольцо. Офицеры-пилоты армейской авиации иногда брали мечи в полет как знак своего положения — подобно тому, как британские офицеры использовали трости. Брали мечи в полет и в качестве талисманов.

Пилоты истребительной морской авиации, однако, этой традиции не следовали: в кабинах их самолетов не было мечей по двум причинам. Первой была элементарная теснота кабин истребителей: загромождать их посторонними предметами было слишком опасно. Вторая причина была серьезнее: сталь клинка имела достаточно большую массу и вызывала помехи самолетного компаса, а поскольку летчикам приходилось ориентироваться над большими водными пространствами только по приборам, такие отклонения могли стать фатальными. Тем не менее пилоты и экипажи средних бомбардировщиков палубной авиации зачастую брали мечи в кабины своих машин.

Поскольку в японском флоте не существовало официально установленных индивидуальных наград за отвагу и служебные отличия для живых (только мертвый мог стать героем), некоторые адмиралы взяли дело в свои руки. Адмирал Кусака Дзинити, командовавший 11-м воздушным флотом в Рабауле, вручал отличившимся пилотам большие свитки с цитатами и длинные меча-катана в деревянных ножнах, украшенных иерог-

Фотография старшины Такео Танимицу, сделанная на борту авианосца «Дзюнйо» в мае 1942г. Пистолет Тип 14 получен в корабельном арсенале. При переводе на другое место службы пистолет был сдан. (Такео Тани-мицу)


Два офицера морской авиации готовятся подняться в самолет, примерно 1943 г. Оба при мечах, одеты в зеленую служебную униформу для тропиков и летные сапоги. (Роберт Рольде)

Лифическими надписями. Среди известных награжденных были главный старшина Нисидзава Хироёси и старшина 1-й статьи Кудо Сигетоси. Офицеры-летчики морской авиации надевали свои мечи при наземных построениях и церемониях.

Старшина Янагия Кендзи, пилот сопровождения адмирала Ямамото, имел офицерский меч, который купил во время войны. Хотя ему было позволено приобрести меч, он не мог его носить, поскольку не был офицером. Позже Янагия сказал, что использовал меч для того, чтобы рубить папайю и другие фрукты в Рабауле. При каких обстоятельствах это было сказано, остается неизвестным.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.