Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Униформа и снаряжение японской морской авиации - Страница 6 Новейшее время



Старшина 2-й статьи Сакаи Сабуро на авиабазе Ханькоу, Центральный Китай, сентябрь 1939г. Сакаи носит зимний вариант летного шлема Тип 30 со стандартными очками типа «кошачий глаз».

(Гари Нила)

Каждый набор летных очков упаковывался в отдельную картонную коробку овальной формы с крышкой, выложенной шелковой тканью. Коробка напоминала миниатюрную шляпную картонку. На крышке наносилось название и/или обозначение фирмы-производителя, выпускавшего очки по контракту с военным ведомством. К очкам прилагался платок из мягкой ткани размером примерно 15x15 см для протирания линз. На этом платке также имелось название и/или условное обозначение фирмы.

С 1939 по 1945 г. в морской авиации Японии применялось семь вариантов летных очков типа «кошачий глаз». Это были стандартные прозрачные очки (темная оправа и подкладка); очки, выпускавшиеся на заказ (светлая металлическая оправа и белая подкладка); очки с линзами янтарного оттенка; с зелеными линзами; с меховой маской; с электрообогревом; и экспериментальные незапотевающие очки.

Стандартные очки с прозрачными линзами

Стандартные очки с прозрачными линзами выпускались как для армейской, так и для морской авиации. Как уже было сказано, они снабжались алюминиевой оправой, бархатистой подкладкой и двойными стеклянными линзами с прокладкой из пластика. Пилоты надевали очки в основном при взлете и посадке, чтобы защитить глаза как от пыли и частиц почвы, так и от сильного ветра в кокпите. В закрытом кокпите очки защищали глаза от сквозняков. Бывшие пилоты японской морской авиации Сакаи Сабуро и Комати Садаму вспоминали, что в полете очки надевали только при необходимости. По их словам, летные очки хотя и были необходимы, но все же затрудняли зрение и ограничивали боковой обзор.

Тем не менее, по словам Сакаи, в тропиках, в частности в Рабауле, пилоты поневоле заносили в кокпит грязь на подошвах обуви. Во время полета при резких маневрах самолета высохшая на жаре грязь превращаюсь в пыль, которая могла попасть в глаза. В результате в подобных условиях использование очков становилось необходимостью.

Сакаи также вспоминал, что он не надевал очки во время «собачьих драк» истребителей, но делал это, когда атаковал вражеские бомбардировщики. Он делал это, поскольку стрелки бомбардировщиков имели возможность вести огонь назад, и пилот надеялся защитить таким образом глаза от осколков.

По воспоминаниям Сакаи, в начале войны, если его очки повреждались при использовании, ему нужно было всего лишь зайти к квартирмейстеру, чтобы получить новую пару. Но в современных коллекциях можно встретить очки с запасными линзами, завернутыми в мягкую бумагу.

Очки по частным заказам

Эти очки можно отличить по специфическому тускло-серебряного или платинового оттенка алюминию оправы и белой бархатистой подкладке. На коричневой крышке овальной картонной коробки и вложенной внутрь ткани для протирания линз имелось изображение летящего орла с овальной эмблемой в когтях. Эмблема представляла фирму TOA Safety Glass

Manufacturing Company, располагавшуюся в Камата, Токио. Фирма выпускала очки очень высокого качества. По воспоминаниям Сакаи и Комати, такие очки, приобретавшиеся за свой счет, очень ценились пилотами-стар-шинами и офицерами морской авиации.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.