Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Абазины - Страница 3

Отдельные сведения о сельской общине коренного населения Северного Кавказа находим в работах К. Ф. Сталя, Н. Карлгофа, адыгского историка и этнографа Хан-Гирея, Л. Я - Люлье, Б. Миллера, В. Б. Пфафа и некоторых других авторов8. Дворянские и буржуазные ученые довольно много внимания уделяли выяснению запутанных земельных отношений северокавказских горцев. Повышенный интерес к формам землевладения в значительной степени был связан с подготовительными работами царской администрации по проведению земельных преобразований на Северном Кавказе в 60—70-е годы XIX в. В статьях и очерках В. Белобородова, Е. Б-ова, П. Гаврилова, Н. С. Иваненкова, А. Есиева, Г. Малявкина, М. В. Орлова, И. Пантю-хова довольно полно отражены земельные отношения (в том числе частично и общинное землевладение) у горских народов 9.

Известный русский ученый М. М. Ковалевский в нескольких краткосрочных этнографических экспедициях на Кавказ собрал уникальный историко-этнографический материал, который лег в основу его широко известных кавказоведческих трудов10.

Обстоятельно изучая общественный строй и быт северокавказских горцев, М. М. Ковалевский первым выдвинул тезис о своеобразии развития феодализма на Кавказе. Особенности феодальных отношений горцев он именовал кавказским «горским» феодализмом. Но несмотря на свой постоянный интерес к исследованию соседской общины (изученной им преимущественно по западноевропейским источникам) в работах, посвященных Кавказу, М. М. Ковалевский этот вопрос почти не затрагивал, за исключением, пожалуй, Дагестана11. Таким образом, соседская общинная организация населения Северного Кавказа осталась вне поля зрения ученого.

В целом до Октябрьской революции соседская община северокавказских народов даже не была всесторонне описана.

В годы Советской власти начался качественно новый этап в изучении своеобразных общественных отношений народов Северного Кавказа. Опираясь на марксистско-ленинскую методологию, советские кавказоведы исследуют различные периоды исторического прошлого горцев. В работах А. В. Фадеева, Ш. Д. Инал-Ипа, Г. А. Дзидзария, М. В. Покровского, В. К. Гарданова, Г. X. Мамбетова, Л. И. Лаврова, Б. М. Джимова, Р. К. Чанба и других историков освещаются экономические и общественно-политические особенности развития близко родственных абазинам абхазов и адыгских народов12.

В 70-е годы XX в. многое достигнуто и в области теоретической разработки процессов становления и развития феодального строя на Северном Кавказе и, хотя относительно периодизации основных этапов феодальной формации, генезиса и существования феодальной собственности на землю, уровня развития феодализма северокавказских народов, формирования основных классов феодального общества и некоторых других вопросов истории Северного Кавказа среди специалистов существуют различные, порой противоречивые мнения.

Решая в целом проблемы общественного устройства северокавказских народов в феодальный период, кавказоведы не могут обойти общинную организацию, но в таких работах, как правило, просто упоминается существование общины, или дается весьма сжатая и общая характеристика общины, или рассматриваются отдельные стороны ее деятельности 13.

До последнего времени публикации, особо и комплексно исследующие сельскую соседскую общину горцев Северного Кавказа, ее исторические пути, характерные черты, локальные модели, исчисляются буквально единицами 14. Отсутствие трудов моноэтнического и локального характера, как и обобщающих монографий по истории общинной организации всего Северного Кавказа, в значительной степени объясняется слабой историко-этнографической разработкой этой проблемы по отдельным народам. Лишь община карачаевского народа подверглась глубокому и всестороннему изучению в докторской диссертации В. П. Невской 15.

Пожалуй, впервые в 1978 г. А. X. Магометов при характеристике общих и особенных черт политического устройства горцев в дореформенный период отвел должное место их соседской общинной организации. Акцентируя внимание на том, что соседская община — низшее элементарное звено любой политической структуры народов Северного Кавказа (А. X. Магометов выделяет две основные формы политического устройства горцев — феодальное владение и территориальные союзы типа «вольных» обществ), он охарактеризовал общие черты северокавказской соседской общины16. В 1980 г. на конференции в Махачкале В - П. Невская в своем докладе наметила основные типы соседской общины северокавказских народов, показала специфику и общие закономерности развития общины в феодализирующихся горских обществах Северного Кавказа 17.

Разумеется, наблюдения А. X. Магометова и В. П. Невской нельзя считать окончательными и бесспорными. В частности, А. X. Магометов, так же, впрочем, как и В. К. Гарданов, Ш. Д. Инал-Ипа, Э. Л. Кодже-сау, затрагивая проблему соседской общины, на наш взгляд, несколько преувеличивает ее «пережиточность». Сельская соседская община феодального периода — новый этап ее развитиями в XIX в. она сохранялась не как пережиток или прикрытие формировавшихся феодальных отношений, а в качестве основного структурного звена общественного устройства многих северокавказских народов. Преувеличение пе-режиточности соседской общинной организации приводит к недооценке ее воздействия на формирование особенностей общественно-политического устройства различных народов Северного Кавказа. Между тем конкретный материал позволяет проследить судьбы общины, постепенные процессы ее закрепощения, превращение свободной общины в феодальнозависимую. Сравнительно-историческое исследование общинных структур народов Северного Кавказа и других районов нашей страны даст возможность понять закономерности развития этого сложного социального института, познать пути становления и развития феодальных и капиталистических отношений на Северном Кавказе.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.