Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Абазины - Страница 4

Не случайно советский историк и этнограф В. А. Александров закономерно ставит в прямую зависимость разрешение дискуссионных проблем генезиса феодализма и капитализма в России от степени изученности истории общины18.

Источники, послужившие основой данной монографии, весьма разнообразны. Это архивные документы и полевые наблюдения автора, сведения, содержащиеся в периодических изданиях XIX в., воспоминания русских офицеров — участников Кавказской войны, сборники официальных документов.

В книге в большой мере привлечены документы Центрального государственного военно-исторического архива, Государственного архива Краснодарского края, Государственного архива Северо-Осетинской АССР, Центрального государственного исторического архива Грузинской ССР, Государственного архива Кабардино-Балкарской АССР.

Анализ разнообразных архивных документов позволил исследовать вопросы землевладения в общине абазин в дореформенный и пореформенный периоды, ее сословно-классовую структуру, отдельные стороны сложных внутриобщинных отношений, взаимоотношения князей со своими подвластными, князей между собой и с царской администрацией.

Официальные документы ярко отражают колонизаторскую политику царского правительства, направленную прежде всего на скорейшее усмирение местного населения, на окончательное политическое и экономическое подчинение Северного Кавказа царской России.

Богатые фактические сведения собраны в «Актах Кавказской археографической комиссии». Эта комиссия, учрежденная в 1864 г., просуществовала до 1917 г. На нее возлагались разработка главных архивов Кавказа и публикация важнейших документов. За время существования комиссии было издано 12 томов документов, причем последний том содержал главным образом документы северокавказских архивов. Комиссия подготовила и 13-й том, оставшийся неопубликованным. Его материалы хранятся в ЦГИА Гр. ССР (ф. 416).

В пореформенный период, когда интерес к истории и жизни населения Кавказа значительно усилился, Кавказское горское управление начало издавать специальные сборники, из которых можно было извлечь сведения о социально-бытовых особенностях народов Кавказа. С 1868 по 1881 г. это управление печатало отдельными выпусками «Сборник сведений о кавказских горцах». С 1867 г. в Тифлисе выходил «Кавказский сборник», а с 1881 г. там же Управление Кавказского учебного округа издавало серию книг под названием «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». В этих трудах помещены исторические, этнографические описания и исследования отдельных народов, записи их фольклора. Хотя об абазинах в сборниках содержится немного материала, в них есть весьма ценные документы, служащие незаменимым источником по истории абазин и их общины: например, сведения, собранные Е. Д. Фелицыным, или «Проект положения об устройстве аульных обществ в Кубанской области», «Положение дела освобождения зависимых сословий в горских округах Кубанской области» и др.19. Различные материалы историко-этнографического характера публиковались в газетах «Кавказ» и «Кубанские областные ведомости».

Важным источником при изучении прошлого северокавказских народов служат труды местных просветителей. Один из первых абазинских общественных деятелей и литераторов Адиль-Гирей Кешев (1840— 1872 гг., его литературный псевдоним Каламбий) в обобщенной и художественной манере ярко запечатлел жизнь горского аула в последнее предреформенное десятилетие и первые пореформенные годы20. В его рассказах и очерках масса ценного этнографического материала. Отдавая дань своему времени и рассчитывая прежде всего на русского читателя, Адиль-Гирей Кешев, повествуя о жизни горцев, обычно употребляет собирательный термин «черкесы». Это обстоятельство дало повод отдельным исследователям считать Кешева бытописателем преимущественно адыгских народов21. На наш взгляд, это не совсем правомерно. Абазин по национальности, уроженец Кечевского аула Зе-ленчукского округа Верхне-Кубанского приставства, Адиль-Гирей Кешев не мог не использовать знания быта абазинского аула, хорошо знакомого ему с детства22. С полным правом можно и нужно обращаться к произведениям этого писателя в историко-этнографических исследованиях абазинского народа.

В нашей монографии широко использованы полевые этнографические материалы, собранные абазинским отрядом» Северо-Кавказской этнографической экспедиции МГУ в 1970—1971, 1975 гг. в аулах Карачаево-Черкесской автономной области. Участники экспедиций — аспиранты и студенты кафедры этнографии — практически обследовали

Все аулы абазин-тапантинцев и шкаровцев, изучая различные стороны хозяйственной, общественной и духовной жизни народа в прошлом.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.