Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Абазины - Страница 6

Численность абазинского населения, оказавшегося вдали от Родины, резко сократилась и постоянно уменьшается. В Турции абазины живут довольно обособленно.

Великая Октябрьская социалистическая революция возродила к жизни небольшой северокавказский народ, обеспечив ему равенство и свободное развитие в семье братских народов Советского Союза. Численность абазин в СССР по сравнению с началом XX в. возросла почти в 3 раза. При Советской власти абазинский народ достиг полного социального возрождения и расцвета своей национальной культуры.

В 1955 г. Л. И. Лавров писал: «Абазинский народ принадлежит к числу тех народов, этнография и история которых еще не написаны»25. По сей день абазины — наименее изученный в историко-этнографическом отношении народ Северо-Западного Кавказа.

В дореволюционной кавказоведческой литературе сведения об абазинах скудны, отрывочны, подчас поверхностны. В этих описаниях указаны численность, расселение, деление на локальные подразделения абазин, иногда высказаны предположения об их происхождении. Характеристику социально-экономического и общественного устройства эти авторы обычно не дают, они подменяют их указаниями на большое сходство жизни абазин либо с адыгскими, либо с абхазским народами 26.

Лишь в советское время началось подлинно научное изучение языка, фольклора, истории и этнографии абазин. В трудах советских лингвистов А. Н. Генко, Г. П. Сердюченко, К. Ломтатидзе, филолога В. Б. Тугова наряду с детальным исследованием языка, фольклора и литературы абазин кратко освещаются вопросы происхождения абазинского народа и его исторические судьбы27.

В 1955 г. вышла первая историко-этнографическая работа об абазинах Л. И. Лаврова28. Она и по сей день остается, можно сказать, настольной книгой для тех, кто интересуется историей и этнографией этого народа. Л. И. Лавров использовал в своем труде главным образом опубликованные источники, меньше обращаясь к архивным и полевым материалам. Естественно, что в историко-этнографическом очерке Л. И. Лаврова не все вопросы нашли достаточно полное отражение, а иные и вовсе не были затронуты, в том числе проблемы соседской общины, патронимии и семьи.

Большее внимание историки и этнографы уделяют этногенезу абазин. Этой проблеме посвящены специальные исследования Е. П. Алексеевой, Л. И. Лаврова, а также наблюдения Ш. Д. Инал-Ипа, 3. В. Анчабадзе, попутно с абхазским этногенезом затрагивающих в своих трудах происхождение абазин29.

Рис. 1. Старик Муса Табулов (первый справа) с односельчанами. Бнбордовскни

Аул!. Фотография Д. И. Ермакова (конец XIX в.)

Отдельные сведения о расселении, хозяйстве, быте, общественном устройстве абазин содержатся в работах С. Басария, Ц. Н. Бжания, Е. Н. Кушевой, В. П. Невской, Н. Г. Волковой, Я. С. Смирновой, Б. А. Калоева, а также в трудах общего, сводного, характера о народах Северо-Западного Кавказа9.

Черкесск, 1980, с. 14—59; Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965, с. 357, 360— 369; А и ч а б а д з е 3. В. Из истории средневековой Абхазии (VI—XVII вв.). Сухуми, 1959.

0 Басария С. Абазинский аул в Мало-Карачаевском округе. Сухуми, 19^:9; Бжания Ц. Н. Из истории хозяйства абхазов. Сухуми, 1962; Куше в а Е. Н. Из истории сношений западных адыге и северокавказских абазии с Русским государст-

В 70-е — начале 80-х годов опубликованы статьи этнографов и историков Т. Ф. Агеевой, Ю. И. Зверевой, Л. 3. Кунижевой, Ш. Ш. Ху-ранова, в которых исследованы некоторые стороны хозяйства и материальной культуры, общественной и духовной жизни абазин в прош-

В°м в XVI—XVII вв.— ТКЧНИИ, вып. 4. Черкесск, 1965; она же. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI — 30-е гг. XVII в.). М., 1963; Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973; °на же. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX ве-М., 1974; Калоев Б. А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981; Народы Карачаево-Черкессии (историко-этнографические очерки). Ставрополь, 1957; Народы Кавказа, т. 1 (из серии «Народы мира»). М., 1960; Невская В. П. Земелькиреформа и отмена крепостного права в Черкессии. — ТКЧНИИ, вып. 3. Черкесск, 1У59; Очерки по истории Карачаево-Черкессии, т. I—II. Ставрополь, 1967,  1972;

Лом и настоящем30. Однако с сожалением приходится отмечать, что по сравнению с другими народами Северного Кавказа историко-этнографическое изучение абазин все еще отстает. Это обстоятельство в значительной степени определило выбор данного народа в качестве объекта настоящего исследования.

Самоназвание абазин — «абаза». В средние века этот этноним гфименялся не только для обозначения собственно абазин, но и других родственных им абхазо-абазинских племен и.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.