Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Английская буржуазная революция Страница - 4

Только выступление народных масс обеспечило победу буржуазной революции, но все ее завоевания достались новому дворянству и буржуазии.

Английскому крестьянству не удалось добиться полного уничтожения феодальных отношений, демократического решения аграрного вопроса, свершения аграрной революции — того, что является основой и содержанием буржуазно-демократической революции.

Одержав победу руками народа, буржуазия и новое дворянство стремились закрепить за собой завоевания революции, но, опасаясь как феодально-монархической реставрации, так и непрекращавшихся волнений обманутых народных масс, сначала поддерживали военную диктатуру Кромвеля, который из «Робеспьера» английской революции превратился в ее «Наполеона», а в дальнейшем из страха перед народными массами сделали еще один шаг в сторону реакции — пошли на соглашение с феодально-монархическими элементами, на реставрацию Стюартов.

Люцию «пуританской», желая этим показать, что в ней будто бы столкнулись не классовые, а религиозные противоречия. Это, конечно, неправильно. Но, несомненно, как отметил и Энгельс, религия была тем знаменем, под которым английская буржуазия победила короля и лордов в годы революции12.

Религиозная окрашенность идеологической борьбы сближает английскую революцию с нидерландской революцией, с крестьянской войной в Германии и с более ранними антифеодальными движениями средневековья. Церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя занимала в то время особое положение. «Ясно,— пишет Энгельс,— что при этих условиях все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все социальные и политические революционные доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси»13. В Англии наиболее общим синтезом и санкцией феодально-абсолютистского режима была полукатолическая государственная англиканская церковь. Социальные и политические революционные учения, представлявшие одновременно и богословские ереси, обычно объединялись здесь термином «пуританство». Но все эти ереси являлись лишь более или менее прозрачной религиозной оболочкой для политических и социальных учений, выражавших интересы различных классовых группировок, выступавших в английской революции.

Необходимо отметить еще одну особенность

Буржуазные ученые называют английскую рево



Термин «пуританство» очень широкий и неопределенный. Под ним понимали и известные течения внутри англиканской церкви, стремившиеся «очистить» ее от элементов католического вероучения и обряда, и пресвитерианско-кальвинистскую церковь, и всю ту пеструю совокупность религиозных сект, которая охватывается термином «индепендентство», сект, объединяемых лишь отрицанием государственной церкви в ее англиканской или пресвитерианской форме. Под знаменем пресвитерианства объединялись наиболее богатые круги буржуазии и нового дворянства, которые довольствовались первыми успехами, достигнутыми в борьбе с феодально-абсолютистским строем, и не желали углубления революции из страха перед эксплуатируемыми народными массами.

Состав так называемого индепендентства был более сложен. Среди индепендентов мы видим и представителей буржуазной ереси — тех кругов средней буржуазии и нового дворянства, которые добивались решительной победы над феодально-абсолютистским режимом, но твердо верили в незыблемость социального и политического неравенства людей, и представителей «крестьянско-плебейской ереси», которая, как во времена крестьянской войны в Германии, «...требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для светского мира. Из «равенства сынов божьих» она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ»14.

Было бы ошибкой игнорировать крупное значение религиозной надстройки. Как буржуазия, так и демократические круги были уверены, что, сражаясь за свои классовые интересы, они творят волю божию;

Чительная разница между феодальным северо-западом страны и буржуазно переродившимся юго-востоком; это различие ярко сказалось в территориальном разделении страны в начале гражданской войны. Революция с ее гигантскими перемещениями земельной собственности, с превращением феодальной собственности в буржуазную разрушила прежние феодальные перегородки и установила н^цюнальное единство Англии.

Окончательное торжество капиталистического строя над феодальным, как результат буржуазной революции, завершило экономическое объединение страны и создание национального рынка, который постепенно складывался с конца XV в. После революции исчезают последние следы экономической разобщенности, остававшиеся от феодальной экономики и пережитков натурального хозяйства. Наконец, буржуазная революция определила и психический склад или национальный характер, англичан, выражающийся в их культуре.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.