

Издательство <<О^Умцм,>> - лауреат премии имени Константина Паустовского
«НЕФОРМАТ»
Вышли в свет:
1. Петр Нилус «Письма из эмиграции»
2. Владимир Жаботинский «Пятеро. Самсон Назорей»
3. Валерий Нетребский, Валерий Шерстобитов
«Аура одесских переулков»
4. Валерий Нетребский, Валерий Шерстобитов
«Аура одесских бульваров и площадей»
5. Валерий Нетребский, Валерий Шерстобитов
«Аура Молдаванки»
6. Валерий Нетребский, Валерий Шерстобитов
«Аура одесской Пересыпи и Слободки-Романовки»
В. П. Нетребский В. В. Шерстобитов
АУРА 0Ю&ССК0А ЩР&СЫШ
Краеведческие прогулки
Одесса
2012
ББК 84 (4укр=рус) 6-5 Од.
А 93
Нетребский В. П., Шерстобитов В. В.
А 93 Аура одесской Пересыпи и Слободки-Романовки. Краеведческие прогулки. Очерки. - Одесса: Изд-во «ОрПшиш», 2012. - 180 с.. ил.
15ВЫ 978-966-344-471-0
Авторы предлагают читателю прогуляться по одесской Пересыпи и Слободке-Романовке, познакомиться с обстоятельствами их возникновения и преображения, адресами знаменитых людей и простых одесситов, окунувшись в ауру их жизни и сравнив прошлое и настоящее Южной Пальмиры.
ББК 84 (4укр=рус) 6-5 Од.
Иллюстрации к изданию выполнены художницей Марией Апрятовой
©Изд-во «ОрПтшп», 2012 ©Нетребский В. П., 2012 ©Шерстобитов В. В., 2012 ©Любошец Д. В., обложка, 2012
15ВN 978-966-344-471-0



Балтская дорога (Дорога Фрунзе)
Некогда эта дорога, ведущая из Одессы на север, имела большое значение. Она, по утверждению авторов капитального труда «Одесса. 100 лет», «составляла часть Одесско-Петербургского почтового тракта» (через Севериновку в Балту).
На большой карте Одессы видно: Балтская дорога идет от Ярмарочной площади до водораздела между Куяльником и Хаджибеем. Уже в 1794 году (год основания Одессы) Балтская дорога существует, по ней движутся чумаки за солью на лиманы. Почтовое значение дороги возросло позже, в правление Дюка де Ришелье. В краеведческом сборнике «Есть город у моря» имеется
Любопытное сообщение; «Адъютант Ришелье, его кузен Рошешуар, однажды вынужден был отправиться в необычную карательную экспедицию. Посланное из Петербурга важное правительственное письмо затерялось где-то в дороге. Поиски ничего не дали. Тогда из столицы поступил приказ высечь всех начальников почтовых станций от Курска до Одессы. Командование этой экспедицией и было возложено на Рошешуара».
Что предпримут нынешние градоправители в отношении нерадивых почтовиков?
В дальнейшем почту по Балтской дороге отправляли с Садовой, 1, где размещалось первое почтовое отделение во главе с приятелем А. С. Пушкина инспектором А. И. Подолинским. Почта была конной дольше, чем сегодня кажется: еще в 30-е годы прошлого века по Балтской дороге шла конная почта (в справочнике «Вся Одесса» за 1930 год фигурирует «конно-почтовая станция на Коблевской, 37»].
К концу XIX века резко возросло промышленное значение Балтской дороги, здесь возник целый ряд торгово-промышленных предприятий: №2-завод аукционного общества черноморских маслобоен (бывший братьев Трепель], «1-я олшниця» («Вся Одесса», 1931 г., а ныне здесь... отделение 7-й горбольницы), № 4 - костопальный завод Смита, № 35 - кожзавод Вайнштейна, Дашевского, № 58 - аптекарская посуда Райхмана, № 61 - кожзавод Рисмана, № 68 - производство обуви Уманского, № 74 - мельница Ф. Шедельбауэра, № 81 - оптовая продажа аптекарской посуды Шаи Клейнера, № 89 - свечное заведение Балтской церкви.
Но самым знаменитым предприятием на Балтской дороге был и остается пробочно-линолеумный завод «Викандер и Ларсон», нынешний завод «Большевик». Обращают на себя внимание постройки завода - мастерские и въездные ворота, возведенные в 1911 году выдающимся немецким архитектором Христианом Готлибовичем Бейтельсбахером, которые являются украшением Балтской дороги.
С целью обеспечить «нарастание классовой борьбы» сюда в свое время переместился революционер П. Старостин. Для конспиративной квартиры местечко было выбрано золотое.
Вот как описывает весь процесс М. Бинов в книге «Петр Старостин»: «Особенно удобной признал позднее Старостин квартиру кожевенника Никиты Власовича Мартынюка на Балтской дороге, 34. Из нее можно было незамет-