Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Церковь и император в византийской и русской истории Страница - 2

Кроме того, нередко исследования по затронутой нами проблеме носят излишне фрагментарный характер. Существует как бы отдельно тема монархической формы правления, отдельно тема папизма. Где-то изолированно от них рассматривается практика организации Вселенских

Соборов, а параллельно с ней вопросы канонического права. Не хватает главного - комплексного исследования всех сторон жизнедеятельности Церкви периода православных императоров. Было бы излишне самоуверенно говорить, что все эти аспекты в адекватной степени нашли свое отражение в предложенном автором этих строк исследовании. Но, наверное, подчас лучше и полезнее не столько сформулировать безапелляционные выводы, чем натолкнуть читателя на мысль, предлагая ему пуститься в плавание по древнему океану истории, отдаться изучению отношений, рожденных политическим гением Церкви, ее универсальной природой. Обратить внимание на неповторимую красоту и величественность имперской государственности тех, уже ушедших веков. Настроиться на ту особенную жертвенность во имя высшей идеи, которая пронизывает весь уклад личной и общественной жизни Византии и России. Как нюансирована она, насколько неизмеримо богаче тех убогих картин, какими нас пичкали со времен школьных и вузовских учебников и весьма сходных с ними по качеству исследования - увы - многих монографических работ! И если автору удастся увлечь читателя, заронить в нем интерес к нашей истории, то задача, которую он ставил перед собой, будет во многом выполненной.

В заключение автор хотел бы выразить свою искреннюю признательность издателю этой книги, моей жене Наталье Величко, а также людям, высказавшим по ходу работы ценные замечания и советы: протоиерею Валентину Асмусу, Михаилу Борисовичу Смолину, Вячеславу Игоревичу Иванову, Александру Владимировичу Коновалову.

Введение

Вглядываясь в страницы прошлого, изучая историю Церкви, неизменно сталкиваешься с явлением, которое по оценке историков выступает неким диссонансом на фоне становления и тысячелетнего развития православной государственности, «симфонии» духовной и светской властей, христианских

Святителей и православных императоров. Речь идет об искажениях, которыми, как считается, была богата церковно - государственная жизнь Византии и России, а именно о цезаропапизме.

«Отношения, в какие становились византийские императоры к Церкви, - писал, в частности, о Византии известный русский византинист и историк А. П. Лебедев (1845 - 1906), - на языке западных писателей обыкновенно называют цезаропапизмом. Это означает, что указанные писатели находят в положении Византийско - восточной Церкви самые ненормальные отношения между Церковью и государством, при которых императоры выражают себя как полновластные главы и владыки Церкви, при которых иначе сказать они являются вместе царями и первосвященниками». Далее историк высказывает мысль, согласно которой нормальные отношения между государем и Церковью нередко переходили в ненормальные, когда «императоры в религиозных делах брали на себя более, чем сколько того требовали благо Церкви и польза ее, и... забывалось истинное понятие об императоре как члене Церкви, подчиненном голосу пастырей в вопросах веры»1. Лебедев видел причину этого положения вещей в стремлении византийских императоров признаваться главой Церкви2.

Общий вывод, который делает Лебедев, впрочем, не он один, нелицеприятен: «Византийская Церковь много терпела от деспотизма императоров»3. Но этот тезис способен вызвать лишь удивление: Церковь немало терпела и от патриархов, если мы перейдем «на лица», да и много от кого еще. И что это объясняет? Или претензии византийских автократоров носили принципиально иной характер, были настолько дерзки и амбициозны, что должны быть выделены в отдельный ряд?

Сложность ответа на этот вопрос, помимо прочих обстоятельств, обусловлена тем, что пресловутый византийский «цезаропапизм», равно как и русский, сложился в качестве устойчивой традиции церковно - государственных отношений в лучшие времена истории Церкви. Это были наиболее блистательные периоды существования православных государств, когда империи ради сохранения чистоты Православия жертвовали многими политически выгодами и даже территориями. Более того, именно во времена так называемого цезаропапизма в Византии сложилась и наполнялась содержанием доктрина «симфония властей», столь часто и обоснованно волнующая умы православных публицистов и ранее, и сегодня. Этот вывод неизбежно возникает на основе мнений некоторых авторов, которые приводятся авторитетным византинистом А. А. Васильевым (1867 - 1953). Согласно им, становление цезаропапизма следует отнести к периоду

Царствования св. императора Юстиниана Великого (527-565)3. А другой, не менее известный исследователь, И. И. Соколов (1865-1939) признавал родоначальником цезаропапизма императора Льва III Исавра (717-741), провозгласившего в знаменитой Эклоге, что царь есть епископ Церкви, его воля - канон для Церкви, а царский закон есть откровение Самого Бога4. Третьи авторы склонны относить становление цезаропапизма в Византии к временам св. Феодосия II Младшего (408-450)5.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.