Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Церковь и император в византийской и русской истории Страница - 4

Возможно (перейдем на сослагательное наклонение), сопротивление дерзким амбициям государей могло бы не достичь своей цели, как, например, попытки борьбы с папизмом в Западной Европе со стороны французской и итальянской церквей в XIV - XV вв.8 Но сами следы такого борения и противостояния мы должны были бы обнаружить без особого труда. Однако история демонстрирует нам иные картины.

Часть I.

Византийская православная империя

1. Церковно-каноническое творчество византийских императоров

Повторим главный тезис, в значительной степени предопределяющий предмет и особенности нашего исследования, а также его структуру: широкое участие православных императоров в высшем церковном управлении составляло отнюдь не исключение, но их традиционное право. Наполнение этого права конкретным содержанием, его реализация православными императорами и составляют исторический процесс развития православной государственности имперского типа, проходящий красной нитью через все страницы истории Византии и, позднее, России. Для начала обратим внимание на церковное нормотворчество византийских императоров. Эта область их деятельности крайне важна, поскольку позволяет по достоинству оценить масштаб, последовательность и роль императорской политики в деле формирования церковного (канонического) права.

Государи восполняли пробелы церковного законодательства, черпая материал для своих законов из обычного права Церкви, расширяли пределы церковной юрисдикции, предоставляя ведению епископов многие чисто гражданские дела, определяли внешние права и обязанности клира, сохраняли единство Церкви, преследуя ереси и расколы и признавая их го сударственным пре ступлением9.

Императоры сообщали санкцию определениям Вселенским Соборам как общепризнанному выражению христианского духа и сознания. Вследствие этой санкции соборные решения церковного вероучения становились общеобязательными для всех подданных Империи в качестве государственных законов, а ереси признавались уголовно наказуемыми деяниями. Известный русский канонист и историк Церкви А. С. Павлов (1832-1898) вполне обоснованно приходил к выводу о том, что над правом Соборов устанавливать новые каноны стояла воля монарха утверждать или отвергать соборные определения, т. е. признавать их равносильными государственным законам или нет. Понятно, что последнее предопределяло их значение не только для государственного, но и церковного права в привычном для настоящего времени разделении этих отраслей права10.

Императоры не только придавали церковным канонам (правилам) силу высших правовых актов Империи, но нередко и создавали нормы канонического права или соучаствовали в их создании11. Например, в новеллах св. императора Юстиниана Великого встречаются, по словам канонистов, важные и принципиальные нормы, которые отсутствуют в соборных канонах, но продолжают действовать и по настоящее время. Императорские законы получали название «новых законов» (novella constitutio) и являлись традиционными источниками церковного права12. При этом законодательная деятельность православных византийских государей была чрезвычайно широка и разнообразна. Буквально нет ни одной сферы церковной жизни, которую бы не затрагивали акты императоров. Уже с древних времен византийское законодательство не знало четкого разделения между публичным и церковным правом. А св. император Юстиниан Великий (527-565) издал в 530 г. закон, по которому вообще все каноны признавались одновременно и законами государства. Эта новелла была подтверждена соответствующими эдиктами в 542 и 545 гг.

Поразительно, но в Византии существовала презумпция (!) того, что император всегда действует канонически, т. е. в соответствии с основными правилами Древней Церкви13. И, очевидно, именно потому, что императоры служили Церкви, и до тех пор, пока они служили ей. Церковь не видела ничего кощунственного для себя в том, что императоры самостоятельно регулировали вопросы церковной жизни, поскольку и она входила в область светских отношений и никогда принципиально не отрицала права верховной христианской власти принимать участие в образовании не только внешнего, но и внутрицерковного права. При условии, конечно, чтобы государь действовал в полном согласии с основными началами церковного права и в духе канонов Вселенских Соборов.

Представление о нормотворческой деятельности царей могут дать, в частности, Правила Святых Соборов (как Вселенских, так и Поместных), которые нередко фактически воспроизводят их новеллы или основываются на них. Впрочем, не менее часто и императорские эдикты развивали правила, принятые Соборами, или уточняли их. В этом легко убедиться по работам известнейших византийских канонистов, пестрящим ссылками на акты царей. Как видно из анализа данных документов, императоры определяли для храмов количество пресвитеров, диаконов и диаконисе (до тех пор, пока институт диаконисе не изжил себя) и прочих клириков (св. Юстиниан Великий, Ираклий Великий). И ссылки на эти новеллы дает знаменитый византийский канонист XII в. Иоанн Зонара в своем толковании на 16 правило Шестого Вселенского Собора14. Цари устанавливали отдельные правила богослужения: 4 и 15 новеллы императора Льва Мудрого или Философа, на которые ссылается знаменитый византийский канонист, Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (1186 - 1203) в толковании на 31 правило Шестого Вселенского Собора15. Ими рассматривались спорные канонические вопросы. Тот же Вальсамон в толковании на 48 правило Шестого Вселенского Собора ссылается на судебное дело, решенное императором Исааком II Ангелом (1185-1195, 1203-1204) в присутствии 3 патриархов и 40 митрополитов о судьбе жены лица, рукоположенного в епископы, и приводит 123 новеллу св. императора Юстиниана Великого, которой устанавливается целибат епископов16. Св. Юстиниану также принадлежит 137 новелла, которой предписывается тайносовершателям читать вслух Евхаристии и Крещения. Таким образом, новелла напрямую регулировала вопросы литургической жизни, и это далеко не единичный случай.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.