Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Церковь и император в византийской и русской истории Страница - 5

Императоры устанавливали порядок отлучения пресвитерами прихожан от Святого Причастия при совершении ими церковного проступка (св. Юстиниан), и действенность их актов подтверждается ссылками в толковании на 4 правило Седьмого Вселенского Собора17. Они определяли необходимое число иноков для учреждения нового монастыря, например, император Лев VI Мудрый (886-912), на эдикт которого ссылается Вальсамон в толковании на 17 правило Седьмого Вселенского Собора18. Этому царю также принадлежит новелла, согласно которой иночествующим запрещается одеваться в одежду мирян, согласимся, тема, далекая от политики глазами современного правоведа19. Ссылка на нее дается византийским канонистом Алексеем Аристином в толковании на 7 правило Четвертого Вселенского Собора. Лев также же издал закон о рабе (новелла IX), принявшим священнический сан без воли господина, в соответствии с которым раб должен быть возвращен в прежнее состояние20.

Кроме того, Лев Мудрый своим законом (XVII новелла) определил сроки крещения новорожденных (если им угрожает смерть или они больны) и случаи, когда допускалось принятие Тайн роженицами: на эту новеллу ссылается Вальсамон в толковании на 2 правило св. Дионисия Александрийского. «Относительно родивших жен, - говорится в указанной новелле, - и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены другому какому-либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенными в просвещении, а просвещенные в причащении пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая пресечению жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Тайн»21.

Согласно новелле императора Константина VII Багрянородного (Порфирогенета) - (945-959), умышленные убийцы, нашедшие убежище в храме, подлежали пострижению в монашество. А император Мануил I Комнин (1143-1180) в своем эдикте (указе) от 1166 г. уточнял, что пострижение это должно быть совершаемо не без испытания, с особой строгостью и осмотрительностью, чтобы оно происходило согласно каноническим постановлениям в течение достаточного времени. Далее он устанавливал, каким образом должен действовать святейший патриарх, если убийца ищет убежища в храме, и как прилагать к нему церковные наказания (эти новеллы приводятся Вальсамоном в толковании на 8 правило Св. Василия Великого)22. Другой император - Андроник II Палеолог (1282-1328) - своим эдиктом запретил епископам брать плату за хиротонию: вынужденная мера борьбы с симонией (продажей церковных должностей), которая периодически принимала масштабные формы23.

Императоры нередко выступали в качестве авторов церковных песнопений, вошедших в состав богослужения. Св. Юстиниану I Великому мы обязаны столь знакомым нам тропарем «Единородный Сыне и Слове Божий, Бессмертный Сый...», редакцию которого санкционировал лично государь, включив его в устав евхаристического синаксиса в Константинополе. А некоторые авторы прямо указывают, что и само авторство этого песнопения принадлежит Юстиниану24. С именем св. императора Феодосия II Младшего (408-450) связывают применение Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»), и история возникновения этой песни очень интересна. Как гласит Предание, во время землетрясения 447 г. порыв ветра подхватил одного мальчика и поднял его вверх на глазах у многих людей. Когда ребенок благополучно опустился на землю, он рассказал, что слышал, как ангелы славословили Господа на престоле Его славы этим песнопением. Благочестивый император немедленно повелел включить Трисвятое в состав литургии, что и было сделано25. Со времени Халкидонского Собора Трисвятое входит уже в постоянный обиход.

Император Маврикий (582-602) ввел в церковный обиход новый вид молений Пресвятой Богородице во Влахернском храме, где хранилась в то время чудотворная икона Богородицы, позднее ставшая известной в России как Тихвинская икона Божьей Матери26. А император Ираклий I Великий (610-641) установил акафист Пресвятой Богородице, и этому предшествовали замечательные события. Летом 626 г., когда государь с армией находился в Персии, аварский каган со 100 - тысячным войском осадил Константинополь. Штурм, длившийся 9 дней, стал для захватчиков неудачным, хотя число защитников города было крайне невелико. Но, вдохновленные молитвенными песнопениями и религиозными процессиями, они отбили натиск, и авары, потеряв много людей и все осадные машины, отступили. В честь этой победы, небезосновательно приписываемой Божьей помощи, император и установил ликующее «неседальное» пение в честь Богородицы27.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.