Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Двести лет новой сербской государственности - Страница 10

Проникнутая исторической традицией православная церковная культура по ряду аспектов выражала общесербские интересы. Она давала в условиях неистовой анархии, бесконечных кровавых мятежей и произвола турок утешение простым людям и помогала выжить.

Церковная культура была скована устоявшимися канонами и характеризовалась конфессиональной замкнутостью. Но именно в церковной и околоцерковной культуре у сербов в Австрийской монархии в первой половине XVIII в. прежде всего происходило наращивание общего объема духовного достояния и появлялись формы, нарушавшие привычный строй представлений, творчества, повседневности. С течением жизни эта сфера медленно приспосабливалась к веяниям времени.

С церковью был связан выход в 1741 г. в Вене первой светской печатной книги у сербов. Это была «Стематография. Изображение оружий иллири-ческих». Она была выполнена в технике резцовой гравюры на меди. «Стематография» опиралась на одноименный геральдический сборник хорватского историка Павле Ритера Витезовича (Загреб, 1700,1702; Вена, 1701), поборника идеи единения сербов, хорватов и словенцев. Однако в нее были внесены существенные изменения, придавшие оригинальность содержанию книги.

Идейным вдохновителем «Стематографии» выступил глава Карловац-кой митрополии Арсение IV Йованович Шакабента, возглавивший в качестве печского патриарха в 1739 г. массовое переселение сербов в связи с поражением Австрии в войне с Турцией и угрозой массовых расправ османов над сербами из султанских пределов в габсбургское государство. Графическая часть книги была выполнена зографом и живописцем X. Жефаро-вичем, выходцем из Македонии, и венским гравером Т. Мессмером в мастерской последнего. Автором переводов с латинского языка на русский церковнославянский язык с сербизмами и оригинальных стихотворений был патриарший секретарь Павле Ненадович Младший7.

Книга включала в себя 29 изображений южнославянских святых и царствующих лиц, гербы с сопроводительным текстом, портреты Арсение IV и царя Душана, при котором средневековое Сербское государство достигло наибольших размеров и мощи, две песни в честь патриарха и Жефаровича.

Это была первая книга, отмеченная политической тенденцией и нацеленная на решение актуальных проблем жизни сербов. Возвеличивая сербскую историю, она утверждала законность стремления сербов быть самостоятельным народом. По существу, «Стематография» апеллировала, хотя об этом и не говорилось в книге, к историческому праву сербов, корнями уходившему в глубь Средневековья. Вместе с тем делались ссылки и на активную борьбу сербов против турок в настоящем. В книге была выражена мысль об определенной целостности православной части южных славян независимо от государственных границ.

Велико было идейное значение книги. Она напоминала сербам о прерванной государственной традиции и временах процветания и могущества южных славян. Подчеркивая ратные заслуги сербов, книга будила в них сознание собственной значимости как народа и вселяла уверенность в способность добиться улучшения положения. О направленности и активизирующем влиянии этой книги на развитие политического и исторического сознания сербов свидетельствовал тот факт, что с началом Первого сербского восстания она была австрийскими властями запрещена. В XIX в. геральдический материал из «Стематографии» лег в основу сербских эмблем, печатей и герба. Он использовался также в болгарской геральдике, живописи и графике8.

В 60-70-х гг. XVIII в. общая обстановка в Австрийской монархии (реформы просвещенного абсолютизма), куда с конца XVII в. направлялись миграционные потоки сербов с Балкан, изменения в тблще самой сербской жизни, социальная активизация средних слоев населения — все это усилило тяготение продвинутых сербов в государстве Габсбургов к европейской цивилизации. Следствием этого стали принципиальные изменения в сербской культуре. Они выразились в заметном развитии светской профессиональной культуры, хотя ее проявления имели место и раньше, возрастании числа светских лиц в творческой среде, возникновении новых видов культурной деятельности, изменении взгляда на действительность.

Перемены в настроениях продвинувшихся сербов в Австрийской монархии, тревожные раздумья о судьбах своего народа, осмысление путей выживания раньше всего и наиболее отчетливо проявились в творчестве одного из самых значительных представителей сербской культуры XVIII в. Захарии Орфелина (1726-1785).

Любознательный и активный, Орфелин проявил себя в разных отраслях культуры, явившись у сербов основоположником некоторых из них. Он был каллиграфом, рисовальщиком, гравером на меди, поэтом, историком, педагогом, журналистом. Жажда познания жизни, возделывания самого себя и самопроявления были приметами человека наступающей новой культурной эпохи. В истории сербской культуры Орфелину принадлежала роль зачинателя преобразования системы ценностей, идеалов и видов деятельности, свойственных Средневековью. 1

В 1762 г. Орфелин выпустил в Венеции поэтическое произведение на народном языке «Плач Сербии»9. Уже один факт издания стихотворения на народном языке, свидетельствующий о стремлении автора говорить с широкими слоями читателей, имел историческое значение. Оно многократно усиливалось его содержанием и эмоциональным накалом. Родолюбивая тема так или иначе и раньше звучала в сербской книжности. Но никогда до Орфелина с такой болью не противопоставлялось блистательное прошлое и бесславное настоящее Сербии, никогда с такой силой не поднимался вопрос, как жить дальше. Стихотворение Орфелина имело подзаголовок «ея же сини в различния государства расеялися». Понятие «Сербия» поэт распространял на весь сербский народ, расторгнутый и задавленный.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.