Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Двести лет новой сербской государственности - Страница 11

Стихотворение было проникнуто трагическим чувством всей истории Сербии, начиная с Косовской битвы. Орфелин создал впечатляющий образ современной ему Сербии, порабощенной, страдающей и неграмотной. Страшно положение сербского народа:

Чада частью в Турции, повсюду другая —

Стонут тяжко, жалостно, прегорько рыдая!

Орфелин видел причины беспредельного страдания народа не только во внешних обстоятельствах, но и в отсутствии подлинно заинтересованного в его судьбах «вождя», в погоне за «славой» «пророков», погрязших в мелочных интересах. Но мир жив людьми. И взволнованный голос поэта взывал к современникам, выражая боль за несчастную родину: «Ах, бедная Сербия! Где твоя надежда?» В поэтически бедной сербской литературе «Плач Сербии» явился заявкой на поэзию нового идейно-художественного типа, способную стать призывным колоколом к народному пробуждению, первоочередному исходному условию выживания.

Но главным трудом этого деятеля сербской культуры было знаменитое двухтомное сочинение «Житие и славныя дела... Петра Великаго» (Венеция, 1772). Еще со времени Прутского похода Петра I, хотя и неудачного для России, но тем не менее пробудившего у южных славян надежды на освобождение с ее помощью от османского ига и потому оставившего глубокий след в сознании, стала расти в их среде популярность Петра I. Это происходило в атмосфере общего укрепления связей России с балканскими народами. Жизнь и деятельность Петра I стали темой сербской книжности и фольклора. Народно-поэтическая и письменная традиции представляли русского царя как военного героя и щедрого благотворителя и покровителя. Сочинение Орфелина явилось выражением культа Петра I у сербов и ответом на общественную потребность больше узнать о России. Труд был написан на русском языке с небольшими сербизмами.

; Орфелин разработал в своем труде рационалистическую концепцию исторического развития России — возвышения великой славянской страны путем овладения знаниями и использования опыта продвинувшихся европейских народов под водительством гениального преобразователя Петра I. В монографии был представлен масштабный образ российского просвещенного монарха. Труд был проникнут сознанием бессмертия его дела.

Орфелин был первым сербским автором, который обстоятельно познакомил соплеменников с современной им Россией. Он показал могущество и величие Российского государства, одного из крупнейших в Европе, его высокое международное положение, важную роль в судьбах Европы. В труде проводилась мысль о том, что обновленная Россия находилась на одном уровне с другими европейскими странами. Тем самым Орфелин внушал своим читателям уважение к ней, гордость за успехи и достижения славянского государства, важность для сербов его исторического опыта. Правда, по ряду аспектов его характеристика не была свободна от идеализации и преувеличений, находясь на уровне знаний середины XVIII в.

Созданный в труде Орфелина образ современной ему России при всей ограниченности понимания действительности имел значение не только в плане формирования сербского общественного мнения о ней, но и в плане пробуждения духовных сил сербов для решения собственных задач. Основные вопросы, которые Орфелин поднимал в своей монографии, имели актуальное значение для самих сербов. Это касалось хозяйственного развития и положения отдельного народа в полиэтнической структуре государства, веротерпимости и свободы отправления культа, статуса церкви и состояния светской науки и образования, связей с другими народами. Современная Роесия представала в труде Орфелина как реальная, конкретная модель решения проблем, животрепещущих и больных для сербского общества. Раскрывая перед сербами возможность их разрешения, Орфелин будоражил умы и души сербов. Политическая окраска этого труда не ускользнула от официальной Вены. Цензура запретила его распространение в монархии10.

Орфелин создал вариант труда под названием «История о житии и славных делах...Петра Перваго». Его украшением стали 72 первоклассные гравюры, выполненные автором в своей мастерской. Орфелин был лучшим сербским гравером в стиле барокко в XVIII в. Он раскрыл и языком графики идею величия России и грандиозности дела Петра I.

Орфелин издал свой труд в разгар Русско-турецкой войны. В предисловии к «Житию» он характеризовал успешные действия России как «предприятие», «которое ныне всю вселенную в несказанном удивлении, а Малую Азию и всю Турецкую империю в крайнем трепете и ужасе содержит». Далее автор писал, что «все единоверные хотя в неволе не явно, однакож в тайне, а паче сердечныя свои молитвы к богу о успехе оружия благочести-ваго государства над злочестивыми и человекопоклонниками, ради освобождения своего и своего утесненнаго благочестия непрестанно возсыла-ют»11. Орфелин отметил масштабность успешной политики Екатерины II на Балканах и широкий резонанс, этой политикой вызванный.

Энциклопедически разностороннее торчество Орфелина, отмеченное публичной постановкой вопроса о трагическом положении сербов, что само по себе имело общественное значение, знаменовало собой начало само-осознания сербами и было направлено на пробуждение соплеменников к общественной жизни. Орфелин связывал будущее сербов с обновлением мира по законам европейской цивилизации и освобождением части народа от турецкого ига. Своей тягой к духовному преображению сербов он стал предтечей национального Просвещения.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.