Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Двести лет новой сербской государственности - Страница 12

Потребности развитой части сербов в Австрийской монархии в новых духовных ценностях, общественной ориентации и идеалах вызвали к жизни сербское Просвещение. Оно окрасило развитие культуры с начала 80-х гг. до Первого сербского восстания.

Просвещение вывело светскую литературу в широком значении слова на ведущее место в сербском культурном процессе по степени выражения запросов общества на переходе из позднего Средневековья в Новое время. Но по влиянию на население просвещенческая литература уступала фольклору и церковной культуре, охватывая часть читающей публики.

В 1783 г. в печати выступил мыслитель, писатель, педагог Досифей 06-радович (ок. 1740-1811). Он стал главой сербского Просвещения и одним из самых ярких и крупных представителей этого направления на Балканах'. Рядом с ним сложилась плеяда сербских интеллектуалов в Австрийской монархии. Сторонниками новых идей были Иован Мушкатирович, первый серб-адвокат, писатель, собиратель и издатель фольклора; Эма-нуил Янкович, лучший сербский переводчик XVIII в., популяризатор естественно-научных знаний; Атанасие Стойкович, видный писатель, физик, с 1803 г. профессор Харьковского университета; Павле Соларич, ближайший соратник Обрадовича, автор первых у сербов работ по истории литературы и географии.

Сербское Просвещение представляло сложную идейную систему, вобравшую в себя основополагающие принципы прогрессивных западных учений и рационалистические положения русской литературы. Идейный облик сербского Просвещения получил выражение прежде всего в сочинениях Обрадовича — «Письмо Харлампию», «Жизнь и приключения Димит-рие Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем, им самим написанные и изданные» (Лейпциг, 1783, 1788), «Советы здравого разума» (Лейпциг, 1784), «Басни»(Лейпциг, 1788), «Собрание разных нравоучительных вещей на пользу и увеселение» (Вена, 1793), «Этика» (Венеция, 1803) и др., а также в произведениях последователей писателя. Философскую, социологическую и теоретико-политическую основу сербского Просвещения составляли деистическая философия, рационалистическая теория «естественного здравого разума» как основы бытия, развития человеческой истории и жизни, «естественно-правовая» доктрина с ее равенством людей от природы, постулат «общей пользы», веротерпимость, идея «просвеченной» монархии.

Доминантой учения Обрадовича была великая идея Свободы. Она трактовалась в философско-нравственном смысле как свобода мысли и духа, но применительно к Сербии и в государственно-политическом значении. Творчество Обрадовича было проникнуто страстным протестом против суеверий, предрассудков, традиционализма как типа социального мышления Средневековья. «Думай, суди, рассуждай и познай!» — с этими словами глава сербского Просвещения обращался к своему читателю, будучи убежденным в торжестве совершенного просвещенного разума12.

Составной частью глобальной концепции раскрепощения духовного мира человека и воспитания общества была критическая позиция деятелей Просвещения в отношении существующей православной церкви. Отстаивая христианские ценности как нравственную основу человеческой жизни, они в то же время выступали за ограничение функций церкви строго религиозной сферой, удешевление культовой практики и ее приближение к пониманию простых людей, нравственное оздоровление белого духовенства, ликвидацию монастырей. Все это означало упразднение средневековой регламентации церковными канонами реальной жизни и приспособление церкви'к запросам Нового времени с его всеобщей тягой к свободе. Национальное Просвещение отразило недовольство сербов, прежде всего в Австрийской монархии, всевластием, поборами и диктатом высшего православного клира. Но при этом европеизированный взгляд Обрадовича на церковь упускал из виду особое, национально-воспитательное значение икон, житий, мощей и других реликвий, запечатлевших сербскую историю в ее церковной версии.

Центральное место в системе взглядов Обрадовича занимали судьбы национальной культуры, хотя этого понятия писатель не употреблял. Особенностью сербского Просвещения было его обращение к крестьянству. И позитивная программа Обрадовича была направлена на повышение интеллектуального и нравственного потенциала широких масс. Он призывал современников писать «длясербов-крестьян... потому что в каждом народе крестьян большинство и сверх большинство»13. Содержание культурной программы Обрадовича состояло в развитии светского направления в духовной жизни, переходе литературы, кроме церковной, на народный язык, общей демократизации культуры. Деятели Просвещения положили начало реформе литературного языка сербов — отказу от разноязычия и переходу литературы на народный язык и гражданскую азбуку. Это стало самым крупным событием в культурном развитии сербов в XVIII в., возвестившим о самосознании нации.

Носители сербского Просвещения обратили внимание на важную роль национального самосознания в развитии народа. Обрадовичу принадлежат крылатые слова: «Пребывает и будет вечно пребывать в рабстве тот народ, сердце которого не знает, что такое национальная гордость»14. Ему вторил Эм. Янкович, объяснявший читателям свой выбор «материнского», а не церковнославянского языка для перевода комедии Гольдони «Торговцы» словами: «...Я не славянин, а серб и пишу не для славян, а для сербов»|5.06-радович и его сторонники стали у сербов первыми мыслителями и деятелями общенационального масштаба.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.