Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Двести лет новой сербской государственности - Страница 14

Существенное влияние на духовную атмосферу у сербов во второй половине XVIII в. оказывали внешние факторы, прежде всего войны России и Австрии против Турции. Действия добровольческих отрядов, включавших в себя нередко население с той и другой стороны Савы и Дуная, поддержка жителями Северной Адриатики действий русского флота, неоднозначные по СЬоему характеру выступления гайдуков, одним из руководителей которых был будущий вождь Первого сербского восстания Карагеоргий, миграция населения в зависимости от хода военных действий, напряженное ожидание сербским населением освобождения от османского ига — все эти обстоятельства создавали психологический фон, без которого невозможно представить национальное сплачивание сербов, укрепление их самосознания* зарождение и развитие освободительной мысли и, наконец, общественный взрыв в Сербии, потрясший все Балканы.

Результаты последней Русско-турецкой и австро-турецкой войны 1787— 1791 гг. имели и другой психологический аспект. Они породили у сербов разочарование в политике Габсбургов на Балканах, пожертвовавших Сербией и Боснией, значительная часть территории которых была освобождена силами сербских фрайкоров, при заключении мира с Турцией оставивших сербов в Посавье на милость торжествующих османов и признавших Черногорию в составе султаната. И одновременно окрепли надежды сербского народа на Россию. В середине 1790-х гг. епископ Бачки Йован Йова-нович, который в годы войны трижды объезжал Сербию с целью поднять народ на восстание в поддержку австрийских войск, полагая реальным освобождение Сербии и Боснии с помощью Габсбургов от власти турок, обратился теперь с просьбой о помощи к России20. Принципиальный психологический перелом в пользу России пережил и Досифей Обрадович.

Важным фактором, воздействовавшим на идейно-психологическое состояние сербов в XVIII в., была Россия. Прежде всего имели значение генетическое родство русского и сербского народов, их религиозная общность, единые византийские истоки культуры, традиционность русско-сербских связей. Все это составляло историческую основу восприятия сербами России как родственной единоверной державы, способной стать опорой существования и развития сербов в трудных условиях выживания. С началом внешнеполитической деятельности Петра I в сербской среде стало складываться понимание возрастающей роли России в противостоянии и ослаблении Турции. Масштабные победоносные войны России против Османской империи во второй половине XVIII в. окончательно закрепили в сознании сербов ее решающее значение как надежды и опоры в деле освобождения от власти турок и улучшения положения в габсбургском государстве. Военная мощь и высокое международное положение России вселяло сербам веру в будущее и придавало силы в преодолении жизненных трудностей.

Доверие к России подкреплялось той реальной помощью, которую сербы из разных земель в ответ на свои просьбы на протяжении XVIII в. получали из России. Это была прежде всего дипломатическая поддержка российского правительства, насколько позволяла ему выступать в пользу сербов международная обстановка. Постоянным было присутствие России в развитии культуры сербского народа.

В условиях отсутствия у сербов типографии и из-за опасений местной церкви скрытой униатской пропаганды сербские иерархи пользовались богослужебной литературой только из России. Нехватка церковных книг была постоянной. И из России шел поток церковных изданий, охватывая все земли с сербским населением. Это были царские дарственные книги отдельным церквам и монастырям, частные пожертвования, но в большей части книги поступали к сербам торговым путем. Торговля русскими церковными книгами, особенно на территории Османской империи, была прибыльной, но и крайне опасной. Австрийские власти периодически перекрывали границу для ввоза российских книг. Но контрабандная доставка книг сербам из России никогда не прекращалась. На протяжении XVIII в. рос также объем русской светской книжной продукции, поступавшей в земли с сербским населением. В конце столетия на сербском книжном рынке обращались тысячи российских изданий, не только церковных, но и светских.

Столь же активно снабжались сербские церкви и население вообще иконами российского происхождения. Это были в основном иконы знаменитых русских иконописных центров — Мстеры, Палеха, Холуя. География распространения русских церковных книг и икон охватывала все земли с сербским населением.

Периодическое разграбление турками православных церквей и монастырей вызывало постоянную потребность их в утвари. И в этом отношении Россия безвозмездно помогала сербским церквам, снабжая их священническими одеждами, подчас весьма дорогими, сосудами и прочими предметами, необходимыми в богослужении.

Большим подспорьем бедным и полуразоренным монастырям была «милостыня», которую российское правительство один раз в несколько лет разрешало монахам собирать в России. В отдельных случаях монастырям предоставлялись денежные субсидии и т. д. Материальная помощь из России обеспечивала жизнедеятельность сербской церкви и укрепляла ее позиции.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.