Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Двести лет новой сербской государственности - Страница 9

Другой сферой духовного бытия сербов была православная церковная культура. Ее значение определялось особым положением и авторитетом православной церкви в сербском мире. До 1766 г. на Балканах существовала Печская патриархия, которая была единственной организующей институцией у сербов. После ее ликвидации османскими властями местная православная церковь на Балканах продолжала играть связующую роль и выражать через свою культуру ментальность сербов. Карловацкая митрополия в Австрийской монархии, осуществляя ограниченную церковношкольную автономию православного населения, выступала как конфессионально-политическая организация, обеспечивавшая особое положение сербского народа в габсбургском государстве. Она находилась в постоянной самообороне, сдерживая натиск на сербов католического духовенства, венгерского дворянства и австрийского двора. В Черногории православная церковь была организатором противостояния народа османскому господству. Особая роль сербской православной церкви наложила печать на создаваемую в ее лоне культуру: предел ы ее потенциала, идейное наполнение и внешние связи.

В XVIII в. комплекс церковной архитектуры, культовой живописи, обслуживавшего богослужение декоративно-прикладного искусства, а также устных проповедей, наставлявший в вероучении и раскрывавший христианские ценности, оказывал сильное и многоплановое воздействие на общество.

Сербская церковная культура была нацелена прежде всего на сохранение и упрочение православия, которое в умах и душах сербов, помимо идеологической основы, сжилось с этническим самосознанием, и ограждение своей религии в условиях постоянной угрозы со стороны католицизма и ислама, сбережение в чистоте веры было в массовом сознании равнозначно обеспечению самого существования народа.

В условиях разделения территории, которую населяли сербы, между разными государствами и притом проживания их в ряде земель вперемешку с другими, большей частью ближайше родственными народами, в обстановке исламизации и германизации православная культура выполняла важ--ную функцию по поддержанию у сербов этнического самосознания, чувства общности исторической судьбы, ощущения целостности народа.

Местная сербская церковь на Балканах, православная церковь в Австрийской монархии, в Черногории занимали антиосманскую позицию, хотя высшее духовенство на землях с сербским населением с установлением в 1766 г. здесь верховенства фанариотских греческих архиереев было настроено протурецки. В общем и целом сербская церковная культура давала населению антиосманские ориентиры.

Церковная культура была проникнута идеей прерванной государственности сербов. Она хранила косовские традиции — традиции героического сопротивления иноземному нашествию и угнетению, ведущие свое начало с трагической битвы объединенных сербских сил против османских завоевателей в 1389 г. на Косовом поле. В середине 70-х гг. XVIII в. монах Амв-росие Янкович в трапезной монастыря Врдник, расположенного в Среме, написал настенную историческую композицию «Бой на Косове». Своим пафосом, обращенным к историческому событию, ставшему символом страдания народа и источником надежд, это произведение точно отвечало духовной атмосфере у сербов во второй половине XVIII в.

Церковные фрески на сербские темы, иконы с изображением «своих» святых, разного рода реликвии особым образом выражали и поддерживали воспоминания о величественной старине. Тиражированные в гравюрной технике «иконы на бумаге» обслуживали религиозный быт широких слоев населения, напоминая через образы канонизированных сербских средневековых властителей о былой свободе и значимости народа.

Культурное достояние церкви в XVIII в. заключало творческие достижения сербов разных времен. Это касалось как изобразительного искусства, так и литературы. В монастырях создавались смешанные сборники, в которые входили, в частности, средневековые отечественные памятники. Во второй половине XVIII в. переписывались и издавались сочинения, написанные в далекие времена. Среди них был «Србляк» — сборник оригинальных церковных песен, посвященных сербским святым, с краткими житиями и прозаическими текстами. Он вышел в Рымнике в 1761 г., был переиздан в Венеции в 1765 г., наконец, третье, последнее, издание увидело свет в 1861 г.5 Редкая судьба книги, свидетельствующая о специфическом интересе сербской читающей публики к истории. Так в лоне церковной культуры поддерживалась преемственность историко-культурного развития сербского народа.

Актуальный общественный смысл средневекового культурного достояния сербов осознавался и турецкими властями. Османы периодически разоряли и опустошали сербские монастыри и церкви не только с целью грабежа, но и уничтожения народных святынь. Репрессиям и гонениям подвергались также переписчики книг. В связи с прекращением деятельности в XVII в. сербских типографий, гибелью книжных сокровищ Средневековья и вместе с тем постоянной потребностью в книгах у сербов получило распространение и бытовало даже в XVIII в. переписывание книг. Переписывались церковные сочинения, памятники старой сербской книжности, летописи, генеалогии, новые сочинения. Перепиской книг занимались монастырские писари, монахи, священники, но все больше мирские люди, в том числе и с целью приработка6. Турецкие власти считали переписчиков книг причастными к сохранению исторической памяти народа. Из-за преследований турок переписка сербских книг была делом патриотичным и опасным.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.