Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Эпоха Просвещения Страница - 12

Петровские реформы государственного управления можно условно разделить на два этапа.

Первый из них (1699-1711 гг.) начался учреждением Бурмистерской палаты и закончился учреждением Сената. Но именно второму периоду преобразований, который выпал на те годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади, суждено было стать решающим и наиболее плодотворным.

«Правительствующий Сенат», сменивший прежнюю боярскую думу, был высшим учреждением петровской администрации. 22 февраля 1711 года, перед выступлением в Прутский поход, Петр издал указ: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления». В состав Сената было назначено 9 членов и обер-секретарь.

Второго марта царь издал указ о власти и ответственности Сената, «которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому».

Он оставил Сенату «указ, что по отбытии нашем делать», в котором Сенату предписывалось «суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения»; «дворян собрать молодых» для военной службы и позаботиться об исправном сборе государственных дохо-

33


2 Всемирная история, т. 15

Дов («понеже деньги суть артериею войны») и о развитии заграничной торговли.

В 1715 году Петр I учредил при Сенате должность генерального ревизора и надзирателя указов, а в 1722 году была учреждена должность генерал-прокурора, который был «должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал».

Москва.

Гравюра П. Пикара 1707 г.

По распоряжению Петра в том же 1722 году была учреждена особая должность рекитмейстера, в обязанности которого входило принимать и рассматривать жалобы на волокиту и несправедливые решения коллегий.

По свидетельству С. Г.Пушкарева, главной причиной коренной перестройки органов центрального управления была многозвенная, сложная и запутанная система Московских приказов, которая никак не могла удовлетворить потребности нового правления.

В 1717 — 1718 гг. были учреждены 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия, ревизион-коллегия, штатс-контора, коммерц-кол-легия, берг-коллегия и мануфактур-коллегия.

По решению Петра, ревизион-коллегия впоследствии слилась с Сенатом. Управлением городами с 1721 года заведовал главный магистрат.

Для регулярного управления «малороссийским народом» в 1722 году в Глухове была учреждена малороссийская коллегия.

На основании шведского устава в 1718 году были утверждены регламенты для всех коллегий. В 1722 году президенты большинства коллегий были выведены из состава Сената, так как их членство в Сенате лишало возможности контролировать работу коллегий и противоречило принципу подчиненности низших учреждений высшему.

В том лее году Петром была учреждена высшая в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчий о делах государственных».

В конце 1708 года, согласно указу Петра, Россия была разделена на 8 обширных административных округов, н аз ванных губерниям и.

Это были Московская, Ингорманландская (или Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская губернии. Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции, возглавляемые воеводами. Самой мелкой единицей государственного деления были дистрикты.

Впоследствии число губерний увеличилось до 11. В 1713 году при губернаторах велено было учредить коллегии, избираемые местным дворянством. Еще в 1699 году Петр, желая видеть в России столь же успешное и широкое развитие торговли и промышенности, какое он видел на Западе, решил предоставить городскому сословию полное самоуправление.

В Москве была учреждена бурмистерская палата, в столице п остальных городах было велено учредить бурмистров. К сожалению, Петр не учел того, что, в отличие от европейских стран, в России не было богатого влиятельного и самостоятельного класса буржуазии, а потому и городское управление не могло успешно развиваться.

Новая попытка организации городского самоуправления была предпринята в 1720 году, когда в Санкт-Петербурге был учрежден главный магистрат, ведающий всем городским сословием в России.

В 1721 году был издан регламент главного магистрата, а в 172/| году дана инструкция городовым магистрата.

Среди высших и средних слоев городского населения проводились выборы членов магистрата, который должен был состоять из одного президента, двух бургомистров и четырех ратманов. Низшие слои городского населения выбирали своих старост и десятских, в обязанности которых входило доносить магистрату о своих нуждах.

Казенные сборы и повинности, городское управление и хозяйство — вот круг деятельности, очерченный Петром для учрежденных им магистратов.

По утверждению А. Керсновского («История русской армии», Москва, 1992), в первые годы правления Петра единственными полноценными полками могли считаться лишь Преображенский и Семеновский, учрежденные в 1683 году, а также Первый московский полк Лефорта и Бутырский полк Гордона.

А. Керсновский сравнивает службу регулярных войск Московского Государства в последние десятилетия XVII века с нынешним отбыванием лагерных сборов.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.