Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Новой Зеландии Страница - 4

В тот же день адмиралтейство дало согласие.

Столь быстрый ответ объясняется, вероятно, тем, что адмиралтейство еще до получения письма от палаты советовалось на этот предмет с Куком, а Кук был сторонником как раз того типа кораблей, .который рекомендовала палата.

Три года спустя он так писал по этому поводу:  «Корабль

Этого рода не должен иметь глубокой осадки, хотя опособен брать большой груз и имеет как необходимые удобства для размещения команды, так и условия для осуществления длительного путешествия. Кроме того, он должен иметь такую конструкцию и размер, которые в случае необходимости позволили бы вытащить его на берег для устранения каких-либо повреждений. Такими данными не обладают ни сорокапушечные военные корабли, ни фрегаты, ни корабли Ост-Индской компании, ни трехпалубные вест-индские корабли, ни какие-либо другие суда, кроме кораблей-угольщиков» [123, с. 94—95].

Агенты Корабельной палаты обследовали несколько угольщиков, стоящих на Темзе, и 29 марта остановили свой выбор на корабле «Граф Пемброк». Судно было переименовано в «Ин-девр», но, поскольку министерство уже имело корабль под таким названием, официально угольщик был назван «Индевр барк». «Индевр барк» был построен в 1764 г. и имел водоизмещение 368 т.

В конце мая Кук, получив звание лейтенанта, вступил в командование «Индев>ром» и начал тщательную подготовку к экспедиции.

Королевское общество приступило к отбору членов экспедиции. Оно считало, что для наблюдения за Венерой должны быть взяты два астронома. Поскольку общество хорошо знало астрономические и математические познания Кука, оно возложило на него часть работы по астрономии, вторым астрономом был назначен Чарлз Грин.

В состав экспедиции вошли также ботаники Джозеф Бенкс, Даниель Соландер, Герман Сперинг. Экспедицию сопровождали два художника — Сидней Паркинсон и Александр Бьюкен.

В судовую команду «Индевра» было включено пять моряков с корабля капитана Уоллиса, лишь недавно (20 мая) вернувшегося из кругосветного плавания и открывшего о-в Таити.

Кук внимательно изучал все имеющиеся материалы о Тихом океане. Особенно внимательно он знакомился с плаванием капитана Уоллиса.

Далримпл, хоть и был крайне раздосадован назначением Кука руководителем экспедиции, все-таки дал Бенксу экземпляр напечатанного, но не вышедшего в свет труда относительно существования Торресова пролива и Южного континента. Он был уверен, что через Бенкса его работа станет известной Куку и в случае уопеха экспедиции можно будет сказать, что именно он, Далримпл, подсказал Куку направление плавания и предвосхитил открытия [123, с. 101].

‘Наконец все было готово к отплытию, и «Индевр» двинулся по Темзе, направляясь к Плимуту. На его борту было 97 человек: 74 моряка, 12 солдат морской пехоты и 11 гражданских (ученые и их слуги).

25 августа 1768 г. «Индевр» вышел из Плимута навстречу великим открытиям. Весь экипаж корабля, по словам Дж. Бенкса, был «здоров и находился в отличном расположении духа, приготовившись жизнерадостно переносить любые могущие встретиться испытания и опасности» [125, с. 395].

Когда Кук уже находился на борту «Индевра», шедшего по Темзе к Плимуту, он вскрыл только что доставленный ему тщательно запечатанный пакет из адмиралтейства с секретными инструкциями.

Только теперь ему стал ясен подлинный смысл начинавшегося плавания. Правда, в первой инструкции говорилось об обязанностях Кука как руководителя научной экопедиции, организованной для наблюдения за прохождением Венеры мимо солнечного диска. Но во второй инструкции Кук прочел следующее: «Поелику открытия неведомых доселе стран, а также приобретение сведений об удаленных землях, уже открытых, но еще. недостаточно изученных, изрядно приумножают честь нации как морокой державы, равно как и достоинство короны Великобритании, и премного могут способствовать успехам торговли и мореплавания и поелику есть основания думать, что может быть обнаружен континент или обширная земля к югу от маршрута, коим недавно проследовал капитан Уоллис на корабле его величества «Дельфин» (копию отчета его при сем препровождаем) , или (к югу) от маршрута любых мореплавателей прежних времен, преследовавших те же цели, Вы, в соответствии с волей его величества, в этой инструкции выраженной и явленной, должны сразу же по окончании наблюдений за прохождением планеты Венера направиться в море на барке, коим Вы командуете, соблюдая следующие предписания:

Дабы открыть вышеназванный континент, Вы проследуете к югу до 40° широты, если оный континент не будет встречен: ранее. В том же случае, если континент не будет открыт или не будут выявлены явственные его признаки в этом плавании, Вы направитесь на поиски континента к западу, следуя вышеупомянутой широтой и широтой 35°, пока не откроете его или не достигнете восточного берега земли, открытой Тасманом и ныне называемой Новой Зеландией.

Если Вам удастся открыть упомянутый континент либо при плавании к югу, либо к западу, как о том выше указывалось, Вы обязаны приложить все свое старание для исследования возможно большего участка берега: тщательно определять истинное положение оного как по широте, так и по долготе, магнитное склонение, положение мысов, высот, направление и ход приливов и течений, глубины моря, мели, подводные скалы и т. д., а также снимать и составлять карты и делать зарисовки заливов, бухт и тех частей берега, сведения о коих могут быть полезны для навигации... Вы должны, также с согласия туземцев, именем короля Великобритании вступить во владение соответствующими землями в этой стране или, если Вы обнаружите, что она необитаема, вступить во владение ею для его величества в качестве первооткрывателей и первовладетелей, устанавливая при этом необходимые знаки и надписи. Если, однако, Вам не удастся открыть упомянутый континент, Вы должны, достигнув Новой Зеландии, тщательно определить широту и долготу, на которых расположена эта земля, и исследовать елико возможно большую часть ее берегов в той мере, в какой это позволит состояние корабля, здоровье команды и ваши припасы... Вы должны также тщательно определить положение тех островов, кои будут открыты в течение Вашего плавания и кои доселе еще не были открыты европейцами, и вступить во владение нми для его величества, нанести на карту те острова, которые могут иметь значение, не отклоняясь, однако, при этом от той цели, каковую Вы всегда должны иметь в виду,— от открытия Южного континента, о коем столь часто упоминалось...» ,[59, с. 54—55).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •