Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Новой Зеландии Страница - 6

Маори были искусными мастерами по дереву, умелыми охотниками и рыболовами, опытными земледельцами (главными культурами были батат, таро и ямс), знали разнообразные ремесла, любили музыку. «Они очень деятельные, постоянны в своих занятиях,— - писал П. М. Новосильцев, участник плавания шлюпов „Восток" и „Мирный" к берегам Антарктиды,— способны к искусствам механическим и понимают торговлю» (52а, с. 180].

Обмен товарами между племенами был широко распространен. Но маори не знали денег. Обмен производился как взаимное дарение.

Мужчина-маори был «довольно высок, крепко сложен. Участие в войнах, игры и разнообразный физический труд выработали в нем силу, гибкость, выносливость. Женщины тоже были сильными, широкоплечими и широкобедрыми, с одинаковой легкостью способными но-сить тяжелую ношу и детей. Они помогали мужчинам в различных тяжелых занятиях, если не было табу, и нередко даже участвовали в войнах. Грациозные и гибкие в раннем возрасте благодаря хака и пои, знаменитым туземным танцам, они в дальнейшем становились сутулыми от постоянного ношения тяжестей» [78, с. 52].

«Жители залива Королевы Шарлотты среднего роста, сложением тела крепки и довольно стройны,— отмечал Ф. Ф. Беллинсгаузен,— только колена несколько толстоваты; лицом и телом смугло-желтоваты, глаза черные, быстрые, волосы черные, у всех проколоты уши, а у большей части и средний носовой хрящ. Лица испестряют набивными, кривыми, но правильными линиями и натирают черно-синею краскою, знатные люди более, нежели прочие» ,[47, с. 175].

Одежда маори отличалась от одежды других полинезийцев. Та-пы на Новой Зеландии не знали; вместо нее употребляли ткань, оплетенную из дикого новозеландского льна [58, с. 695— 697].

«Одежда,— писал П. М. Новосильцев,— состояла из ткани, которая покрывала их от груди до колен и застегивалась на груди базальтовой шпилькой или костью. На плечи наброшена была коротенькая нараспашку епанча вроде бурки, сделанная из новозеландского льна. Волосы на голове завязаны были на темени в пучок, в который воткнуты были белые перья» [52а, с. 177—178].

Маори жили в деревнях двух типов — «па» и «каинга». Па представляли собой укрепленные деревни, защищенные от нападения. Строились они в большинстве случаев на скалах и в других труднодоступных местах и окружались рвами или оградами. Ка-инги располагались на открытой ровной местности и окружались лишь оградой. Но обычно они строились вблизи па, куда жители деревни уходили в случае опасности. Дома были бревенчатые. На Южном острове жилища для утепления до половины зарывали в землю, утепляли соломой |[58, с. 694—695].

Вот как описывал Ф. Ф. Беллинсгаузен внешний вид дома новозеландского вождя, который он посетил: «Строение состояло из столбов, в три ряда поставленных; сделаны. высотою в два роста человечеоких... на сих столбах и на боковых, которые несколько ниже плеча, положена перекладина и укреплена кровля, составленная из брусьев, .покрытых листьями; на шесть футов от входа огорожена передняя комната. Вся внутренность опрятно обтянута тонкими рогожами; на полу, где живущие обыкновенно садятся или спят, также постлано несколько рогож. По стене вдоль домика повешены были пики длиною в двадцать четыре фута, жезл, начальничеокие знаки и разные человеческие изображения из дерева, выкрашенного красною краской» [47, с. 172—173].

Основной общественной единицей в Новой Зеландии было племя — иви. Более крупной общественной единицей был союз племен — вака, что значит «лодка». Он включал в себя племена, которые вели свое происхождение от команды одной из лодок, прибывших на Новую Зеландию в XIV в. Менее крупной, чем иви, единицей была хппу, патриархальная община. Обычно члены хапу жили вместе в одной деревне [58, с. 696—697].

Маорийское общество состояло из свободных и рабов. Свободные делились на арики — перворожденных, рангатира — младших по рождению и варе — зависимых. Арики возглавляли хапу. Из их числа выбирались вожди племен. Ко времени появления европейцев маорийское общество весьма существенно продвинулось по пути классового расслоения, но государства как формы классового подавления у маори не существовало [50, с. 95—117].

«В политическом отношении,— отмечал в своих записках П. М. Новосильцев,— новозеландцы делятся на разные поколения, напоминающие древние кланы в Шотландии. Каждое поколение имеет своего начальника, избранного из рангатирас, или благородных. Рангатирасы бывают различных степеней, начиная от тех, которые владеют многими землями и невольниками, до тех, которые, кроме звания воина, ровно ничего не имеют. Низший класс народа вроде невольников. Начальники управляют поколениями неограниченно; впрочем, степень власти их зависит некоторым образом от большего или меньшего влияния, которое они приобретают над народом или подвигами в битвах, или мудростью в советах, или, наконец, богатством в землях и невольниках... Родовые преимущества так важны между новозеландцами, что простолюдину решительно невозможно возвыситься до степени рангатираса. Рангатирасы очень важничают своими преимуществами. Встречаясь с нами, они тотчас сообщали о своем звании и желали знать, кто из нас какого ранга. Эти дикари легко поняли наши морские чины и тотчас капитана, лейтенанта и мичмана сравняли с соответствующими рангами на их острове» [52а, с. 180, 181).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru