Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Новой Зеландии Страница - 9

Но, пожалуй, самые тяжелые последствия имело для аборигенов распространение огнестрельного оружия.

Маори быстро поняли его преимущества и в обмен на свои товары просили именно мушкеты. В 1819 г. маори, жившие в районе Бей-оф-Айлендса, имели уже около сотни мушкетов.

В 1821 г. один из маорийских вождей, Хонги Хика, совершил поездку в Англию. Там он получил различные подарки от английского правительства, которые он, попав на обратном пути в Сидней, обменял на ружья. Вооружив приобретенным оружием людей своего племени нгапухи, Хонги Хика начал кровавую войну. В Окленде он убил тысячу человек, а в Уаикато — полторы тысячи. До его смерти, последовавшей в 1828 г., число жертв достигло 10 тыс. человек [112, с. 11]. «Его соперник Те Ропарага,— писал известный французский ученый П. Леруа-Болье,— послал своего двоюродного брата в Англию, достал там ружья и уничтожил почти всех маори на Южном острове. В этот период времени значительное число европейских авантюристов поселилось среди маори... Так как они умели обращаться с ружьями и чинить их, то они были хорошо приняты туземцами и играли значительную роль в войнах» [53, с. 15—16]. В междоусобную войну втягивались все новые и новые племена. Широкое применение огнестрельного оружия сделало эту войну беспрецедентно кровавой.

Конечным результатом «контактов» аборигенов с колонизаторами было катастрофическое падение численности маори. Если во времена Кука их было не менее 200—300 тыс. человек, то к 1840 г.— всего 100—150 тыс. [126, с. 101 —102].

Отношения маори с европейцами все более ухудшались. Участились кровавые столкновения между ними. В ответ на нападения маори европейские капитаны проводили кровавые репрессии, убивая десятки маори. Одна из таких «операций» была проведена против самого Те Рахи и его людей.

Священник Сэмюел Марсден, тщательно исследовав это печальное событие, позднее писал: «В этом ужасном кровопролитии мой друг (Те Рахи) получил семь ран... Многие другие дружественно настроенные люди были убиты» [64, с. 152].

Первый историк Новой Зеландии, А. Томсон, в своей «Истории Новой Зеландии», вышедшей в 1859 г., назвал отношения, сложившиеся между европейцами и маори, «войной рас» )[ 118, с. 23].

Хотя первые контакты с маори осуществляли моряки и торговцы, но создать первое постоянное поселение в Новой Зеландии, проложить дорогу для ее колонизации выпало на долю британских миссионеров.

17 ноября 1814 г. в Бей-оф-Айлендс вошел корабль «Эктив», на борту которого находились представители Церковного миссионерского общества в количестве 21 человека во главе с Сэмюелом Марсденом.

С. Марсден родился в Англии за три года до того, как Дж. Кук отправился в свое первое плавание по Тихому океану.

Двадцати восьми лет от роду он был назначен помощником капеллана в Новый Южный Уэльс, куда выехал вместе с женой в июле 1793 г.

Марсден поселился в Парраматте, в 15 милях от Порт-Джэксона, и прожил там всю жизнь. Через год после прибытия в Новый Южный Уэльс он был назначен старшим капелланом колонии и пребывал в этой должности почти сорок пять лет, до самой смерти.

В начале 1794 г., спустя лишь два месяца после приезда в Австралию, Марсден, сопровождая губернатора колонии Петерсона, посетил Норфолк, где познакомился с Кингом, рассказавшим ему многое о маори.

В последующие годы Марсден имел случаи встречаться с маори, которых британские китобои частенько привозили в Сидней. Постепенно в нем зрела мысль о создании христианской миссии в Новой Зеландии. Поскольку колониальные власти не были компетентны решать такие вопросы, Марсден в феврале 1807т. на корабле «Буффало» отправился в Лондон. Руководители Церковного миссионерского общества одобрили план создания миссии на новозеландских островах. Трудность заключалась в наборе людей в эту миссию. Слишком страшна была молва о маори как о «наиболее варварских среди диких племен». Наконец Обществу удалось найти двух добровольцев, согласившихся сопровождать Марсдена в его путешествии в Новую Зеландию, но принадлежавших отнюдь не к духовенству. Это был плотник Уильям Холл и сапожник Джон Кинг. В сопровождении их Марсден в августе 1809 г. покинул Англию.

Церковное миссионерское общество выхлопотало у британского правительства приказ генерал-губернатору Нового Южного Уэльса Маккуори оказать необходимое содействие, и помощь в организации британской миссии в Новой Зеландии.

На обратном пути в Австралию Марсден обнаружил среди команды корабля молодого маорийского вождя Руатара, с которым он познакомился несколько лет назад.

Вернувшись в Сидней, Марсден Начал подготовку к организации миссии в Новой Зеландии с того, что принялся посвящать в таинства христианского вероучения Руатара и еще двух его соотечественников. Одновременно Марсден использовал пребывание этих маори в Австралии для обучения австралийских аборигенов искусству производства льняного полотна.

Таким образом, первый миссионерский центр распространения христианского вероучения среди маори возник на австралийской почве — в Порт-Джэксоне.

Шли годы, а Марсден никак не мог добиться разрешения генерал-губернатора Маккуори на поездку в Новую Зеландию и организацию там христианской миссии. Обстоятельства толкали этого целеустремленного человека на более решительные действия.

Марсден задумал купить корабль и переправить миссию в Новую Зеландию за свой счет. В сентябре 1814 г. он купил бриг «Эктив». «Я хочу, чтобы все знали,— писал Марсден секретарю Церковного миссионерского общества,— что я приобрел „Эктив“ не на средства Общества, поскольку я не имел полномочий сделать это. Я беру на себя всю ответственность за покупку судна» [64, с. 154].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •