Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков Страница - 5

В «Таварих...» говорится о положении, сложившемся в степях Восточного Дашт-и Кипчака после смерти Абу-л-Хайр-хана, о действиях Гирея и Джанибека в этих степях. Особенно подробно говорится о борьбе Мумаммад Шайбани-хана с казахскими и могульскими ханами за обладание городами на Сыр-Дарье.

Сочинение содержит также немало известий по социально-экономическим отношениям, государственному строю, родоплеменному составу кочевников Восточного Дашт-и Кипчака и пр.

«Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» было описано Шеи, Р. Г. Мук-миновой, С. А. Азимджановой 18, Б. А. Ахмедовым 19, авторами каталога тюркских рукописей ЛО ИНА АН СССР20. Касался в своих работах этого сочинения С. К. Ибрагимов21, опубликовавший в переводе на русский язык небольшие отрывки из него 22, которые теперь публикуются в новом переводе в составе извлечений из «Таварих...» в настоящем сборнике. Неутомимым исследователем хроники является А. М. Акрамов, опубликовавший ряд статей, в которых рукописи «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и содержание хроники анализируются с разных сторон и в различных аспектах и которые содержат очень много новых и ценных выводов23. Ему же принадлежит прекрасное издание всего сочинения, соединившее в себе критический текст и факсимиле и снабженное обширными статьями по истории изучения хроники и квалифицированно выполненными текстологическими примечаниями 24.

Сведения из «Таварих...» использовали в своих работах В. В. Бартольд, А. А. Семенов, К. И. Петров 25, все вышеперечисленные и другие авторы.


57а

576


Его [Абу-л-Хайр-хана 1] век рубили саблями Бахшибек-бахадур и Кутлук-Бука-бахадур, [которые были] из потомков Кышлыка 2. И имена беков 3, которые на служении у хана рубили саблями [и также] проявили усер-дне, следующие: из [племени] дурман — Йа‘1куб || [и] Кара-Гадай-бек, из [племени] найман — Шайх-Суфи.


РАССКАЗ О ТОМ, КАК [ХАН] ПЕРЕДАЛ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУ-ГН 4 [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА 5. [ХАН], ПРОЯВИВ БЛАГОВОЛЕНИЕ, ПЕРЕДАЛ ИМ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГИ [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА

Еще из [племени] дурман — Кирни-Таринчак-бахадур, Из [группы] ички 6 — Илин-Ходжа и Суфра-хцджа. Они — те, кто во время казачества 7 рубили саблями и стали причиной [его] могущества.

И имена беков [того времени], когда установилось уже [его] могущество: из потомков кыйата Исатай-бека 8 — Бузанджар-бек, из потомков конграта Али-бека — Мухаммад-бек, из [группы] туман 9 — Тангри-Берди-бек, из [племени] мангыт — внук

Идику-бека 10 Ваккас-бек. Этот бек дважды стал для хана причиною того, что он овладел троном Саина п. Он много рубил саблей и снйбкал [хану] славу. В век Бахтийар-султана 12 и Ваккас-бека этот улус 13 стал процветающим, он наслаждался привольной жизнью, называя [их] «благодетелями».

Еще рубившие саблями во время казачества — [это] Йа‘куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кара-Камыш-Бахрам-ходжа, Йункачук-Толун-ходжа. Из минбеги 14 тумана — Кылыч-бай-бахадур, Бурд-жи-Кара-Даулат-ходжа-бахадур. Из [племени] уйгур — Йабагу [и] Йахши-ходжа. Из [племени] дурман Инка-ходжа и Йумадук. Из [племени] тубай-туман — Дарвиш-бахадур, из [племени] ушун — Шайх Мухаммад-бахадур, || Кудагай, Усман^бахадур, из [племени] конграт — Инак-Йаглы-ходжа, его младший брат Уруш-бахадур.

58а


И помимо этих записанных пришло* [к хану] много людей, когда он достиг могущества. Из этих пришедших принадлежащие к обаку 15 уртачи — Мурут-Суфи-бек, принадлежащие к омаку 15 чат — Хаджи-Суфи-бек, принадлежащие к омаку масит — Йаба-гу-бек, Кирай-ходжа-бек; из [племени] найман — Умар-бахадур, Абу-Бакр и Усман-бахадур. Еще из куйунов 16 из [племени] бек-кут — Му рут-Су фи-оглан, из этого [же] эля 17 — Шайх-Суфи-ог-лан, из [племени] чимбай — Хусайн-бек-оглан, из [племени] шун-кар...л-о[гла]н, и из [группы] шахбахтлык — Балх-оглан, иджан-лик Бишканда-оглан, его младший брат Хизр-Шайх-оглан.

666


II Этот Махмуд-бахадур-султан 18 в возрасте трех лет попал к калымаку 19 Уз-Тимур-тайши. Он пробыл там семь лет, а через семь лет [Уз-Тимур-тайши] с почетом и уважением отослал его на служение к его деду Абу-л-Хайр-хану.

Затем, когда его старший брат овладел вилайетом 20 Туркестана 21, жители Сабрана 22, проявив коварство и обман, с хитростью заключили условие и договор [с казахами], несмотря на то, что между [шайбанидами 23 и казахскими ханами] были кровники, схватили [Махмуд Бахадур-султана] и выдали им. Поскольку Касим-султан 24 с Махмуд-Бахадуром были двоюродные братья, он отослал Махмуд-султана [к Мухаммад Шайбани-хану 25], проводив его с почетом.

Затем, когда [Махмуд-Бахадур-султан] с небольшим количеством людей возвращался из набега на могулов 26, ему повстречался с большим количеством людей Ахмад-бек и отослал его к Султан Махмуд-хану 27. Так как у того с Мухаммад Шайбани-ханом были условие и договор, то он, опять обновив их договор, отослал Махмуд-султана [к его старшему брату], проводив его, как подобает, с почетом и уважением.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.