Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Узбеки в Сибири Страница - 26

Русскому»186. С течением времени под влиянием русских во внутреннем устройстве жилищ бухарцев произошли некоторые изменения. Касаясь этого вопроса, Г. Н. Пат-канов писал в 80-х годах XIX в., что богатые купцы (на-

Одежда бухарцев.

Пример, в Ембаевских юртах) имеют одну или две комнаты, устроенные в европейском стиле, в которых была мебель: большой круглый стол, кушетка, большое зеркало и т. п. Эти комнаты предназначались для гостей, теже, где жили «сам хозяин и его семейство обыкновенно устроены в азиатском вкусе»187.

Одежда бухарцев, мужчин и женщин, описана в записках путешественника XVII в.: Живут они (бухарцы.— X. 3.) чисто и опрятно, одеваются в красивые одежды, с длинными и широкими халатами, которые они на груди совсем запахивают и с одной стороны подмышкой завязывают поясом; эти одежды обычно хорошо сделаны из китайки и китайских материй, из шелка или других, набиты ватой и выстрочены, на головах, которые они гладко выбривают, носят они маленькие шапочки, насаженные на затылке, как ермолки; на этих ермолках густо и богато шелками, серебром и золотом вышиты и вытканы различные узоры; они никогда не снимают эти шапочки, как дома, так даже и тогда, когда они стоят перед воеводой; помимо них носят они обычно шапки заостренные кверху и сплошь, шов около шва, вдоль и поперек расшитые бумажными нитками»188.

Одежда бухарских мужчин состояла из чапана, туна, белбаг, тюбетейки и т. п. Они полностью сохраняли все виды одежды своего отечества. Путешественник отметил, что бухарские «женщины статны, с виду очень красивы лицом, они носят также длинные широкие одежды с длинными рукавами, полотняные штаны... На голове носят они остроконечные шапки высотою в две кворты, красиво вышитые бумажными нитками, серебром и золотом, а также обильно усеянные самыми большими и красивыми серебряными копейками и хорошими дукатами; бедные люди вместо дукатов носят мелкие монеты. Свои волосы, так же как и калмыцкие женщины, носят они, заплетая две большие косы, которые черны и длинны, свисают сзади и ничем не покрыты, концы же их опять подняты кверху, так что они висят криво, и обвешены и украшены многими серебряными украшениями и большими кусками специально для этого сделанного серебра, как на хорошей рукоятке. Вокруг шеи и на груди висят серебряные цепи, а также такие же куски серебра, о которых мы уже говорили». Бухарские женщины, как это было и в узбекских ханствах, выходили на

Улицу под покрывалом189, т. е. паранджой. В дальнейшем женщины не носили паранджу, а при выходе на улицу лишь слегка закрывались головными платками190.

В XVIII в. богатые бухарцы носили летом платья хороших разноцветных сукон, а в зимнее время шубы из лисиц и других ценных мехов. Головной убор украшался золотым и серебряным шитьем. Бедные же носили зипуны из сермяжного сукна и бараньи шубы. Женщины одевали «вместо русских сарафанов так называемые куртки, богатые имеют голые тафтяные и китайские также рубашки и штаны, на головах платки белые и шапки по большей части малиновые бархатные с позументом, шитые золотом й серебром, опушки бобровые, волосы плетут и на концах оных нащипывают кисти из шелков, нашитые корольки, старинные копейки, разных цветов бисер...»191  ‘

Об одежде бухарцев и ташкентцев, обосновавшихся на Сибирской линии, в Семипалатинске, «Тобольские губернские ведомости» (1863, № 14) писали, что бухарцы и ташкентцы носили халаты с кушаком и чалмы из бумажной материи пестрых цветов или в обыденное время черные. У бухарцев бытовали каракулевые шапки. В зимнее время они носили крытые сукном или бумажной материей шубы. Хотя в это время на Сибирской линии в одежде бухарцев и ташкентцев сохранялась самобытность, в Тобольске, Тюмени и Таре в их одежде наблюдались изменения. По словам Г. Н. Потанина, к 80-м годам XIX в. одежды бухарцев в основном заменились татарскими, «мало имеющими общего с костюмом их среднеазиатских собратьев»192.

Устойчивой оказалась традиционная пища бухарцев и ташкентцев. В XVII в. бухарцы употребляли хлеба мало, а ели «много ячменной каши». Здесь речь идет, очевидно, об одном из излюбленных блюд бухарцев — плове. Пища бухарцев и ташкентцев на Сибирской линии состояла из плова, казы, баурсака, изюма, урюка, чернослива, меда, фисташек, орехов и т. д. Бухарцы*

Проживавшие в Тобольске, Таре и Тюмени, также употребляли плов, самсу, чучвару, патир, но из-за отдаленности от Средней Азии сухие фрукты здесь были редко. По рассказам старожилов, готовили бухарцы и русские блюда.

Бухарцы и ташкентцы отличались по сравнению с коренным населением, татарами, большей образованностью193. Об этом говорил и известный историк Сибири Г. Н. Потанин194. Еще во времена правления Кучума они принимали участие в распространении ислама в Западной Сибири. Духовные сановники большей частью назначались здесь из числа бухарцев, которые помимо наблюдения за строгим выполнением всех религиозных обрядов, обучали как своих, так и татар грамоте (чтению корана).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru