Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Узбеки в Сибири Страница - 3

Кучумхан снарядил в Бухару специальное посольство, прося Абдуллахана отправить в Сибирь духовную миссию для усиления ислама. В ответ на это в 1572 г. из Бухары и Ургенча в Сибирское ханство прибыли духовные лица. Через два-три года Кучумхан снова просил Абдуллахана отправить к нему духовных сановников.

На этот раз, очевидно, он обращался и за военной помощью, так как вместе с духовными лицами из Бухары прибыл его старший брат Ахмед Гирей с войском. По одним данным, Кучум уступил власть Ахмед Гирею, который через четыре года умер, а по другим — они совместно управляли ханством.

Таким образом, Кучумхан при непосредственном участии и поддержке правящей верхушки Бухарского

Ханства стремился путем усиления ислама укрепить свою власть в Сибири. Однако не только этим объяснялась политика Кучумхана, направленная на установление близких отношений со Средней Азией, но и тем, что после завоевания Россией Казанского и Астра** ханского ханств (в 50-х годах XVI в.), Сибирское ханство потеряло свои былые связи с ними. Продвижение русских в глубь Сибири и оппозиция местной татарской знати создавали серьезную опасность для Кучумхана, ориентировавшегося на поддержку и помощь правящих кругов Средней Азии. Тесный союз со Средней Азией обеспечивал развитие торговли, что также было жизненно важным для Сибирского ханства.

В 1581 г. отряды Ермака, разбив Кучумхана, овладели столицей Сибирского ханства Искером. Кучумхан бежал в сторону Ишима. По-видимому, Ермак тоже стремился наладить торговые сношения со Средней Азией. Согласно «Сибирской летописи» 1584 г., Ермак, получив известие о задержании Кучумом бухарских купцов, идущих в Сибирь, немедленно отправился в путь для их освобождения. Однако отряды Ермака были разбиты, а сам он, оказавшись в засаде, погиб на реке Вагая в боях с кучумовскими отрядами. После смерти Ермака Искер был занят войсками Али, сына Кучума. В это время определенные круги в Средней Азии решили посадить вместо Кучума Сейида — сына Едигера. С этой целью Сейид отправился с войсками из Бухары в Сибирь. В кровопролитном сражении он одержал победу, но в 1588 г. русское войско вновь овладело Искером. Кучумхан, действовавший в это время в степях Ишима, неоднократно совершал безуспешные нападения на отряды русских войск. В 1595—1596 гг. он попросил военной помощи у Абдуллахана. Последний отказал ему в этом, так как сам вел ожесточенную борьбу за Хорезм.

Спустя два года (в 1598 г.) последовал ярлык Абдуллахана, в котором осуждались неправильные действия Кучума по отношению к одному из представителей но-* гайской знати — Авлию Мирзину. В ярлыке говорилось^... Да слышали есмя, что вы взяли землю Авлия Мирзина, а он вам в присвоенье, а годное было то, чтоб вам помиряся да у кафырей землю свою поимети, а только потому станете делать и вас кафыры осилеют й обезчевствуют, а только нас похитите себебратственно имети и вы б с ним помиряся и землю его отдали и потом бы так не делати и наша мысль то же добре дает, а в той же земле отцы ваши и братья были, и они все вкупе жили, а нынче земля вам досталося и вам было Авлию Мирзу имея себе за меншево брата место и землю ему отдати и то б счастию вашему добре достойно было, а нам то будет любо»6.

Внутренние раздоры в ставке Кучумхана вызывали беспокойство у Абдуллахана. Указывая на трагические последствия разрозненных действий, он предупреждал, что если Кучум хочет быть с Бухарским ханством в дружбе и союзе, то должен делать все, о чем говорится в ярлыке. Такое же послание Абдуллахан отправил и Авлию Мирзину.

Но как ни пытался Абдуллахан убедить Кучума сплотиться и вести борьбу против «кафыров», судьба Сибирского ханства была предопределена. В результате крайней отсталости ханство не могло противостоять натиску со стороны России.

После битвы в степях Ишима в 1598 г. и поражения в ней Кучум вызвал против себя раздражение правящих кругов Средней Азии, считавших его виновным в распаде Сибирского ханства. Поэтому в том же году, по словам сына Кучума Каная, «бухарцы отца де их Кучума, заманив в калмыки, оманом убили»7.

С присоединением Сибири к Московскому (Русскому) государству и поселением русских были усвоены местными жителями более высокие формы хозяйства, культуры, быта, что сыграло таким образом прогрессивную роль. Еще в 80—90-х годах XVI в. на обширной территории Сибири стали возникать русские города — Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тара (1594) и многие другие.

Но Московское государство еще не в состоянии было обеспечить свои окраины всеми необходимыми товарами, поэтому в Сибири потребность в среднеазиатских товарах была по-прежнему велика. В 90-х годах XVI в. из Сибири в Москву последовала челобитная, в которой население просило русского царя установить торговлю со Средней Азией: «В нынешнем к нам в Сибирь гости и торговые люди ни откуда не ходят и мы все скудные, а только б торговые люди приходили, и мы б всем [пополнились] и сыты б были, а... воеводы... без твоего великого князя белого царя веления послов послать не смеют и ты б государь повелели в Бухары и в ногаи послов посылати, чтоб земле была прибыльно том холопы твои сибирцы все от мала до велика челом бьют»8.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.