Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Япония эпохи Эдо Страница - 10

В первое время создание бакуфу Муромати не вызвало больших волнений при дворе. Напротив, связи между военной и придворной аристократиями только усилились. Дворцы сёгунов задают тон новой архитектуре, создавшей классические формы японской комнаты, с полом, полностью покрытым татами, со слегка приподнятой нишей (токонома), местом, украшенным цветами (икэбана), и живописью на вертикальных свитках (какэдзику). Клан Асикага оставил два наиболее известных памятника Киото — Кинкакудзи, золотой павильон на северо-западе, и Гинкакудзи, серебряный павильон, на северо-востоке.

Сёгуны клана Асикага согласились принять титул ван (по-японски о), правитель, находящийся в вассальной зависимости от Китая, чтобы иметь возможность вести выгодную торговлю с континентом. На протяжении всей последующей истории их упрекали в этом выражении вассальной зависимости. Несмотря на то, что Япония вскоре вошла в длительный период войн, торговые и культурные связи с Китаем только крепли.

Усиливалось стремление провинциальных самураев к независимости, контроль бакуфу над ними становился все более и более формальным. Когда последний сёгун Асикага был изгнан из Киото Ода Нобунага, его власть распространялась не далее столицы. Результатом одного из наиболее долгих и глубоких кризисов в истории Японии стала смута годов Онин. Чтобы решить вопрос о наследнике сёгуна, две партии, столкнувшись в столице, уничтожили друг друга и власть сёгунов.

Сэнгоку (XV—XVI вв.)

Так начался период хаоса. Японская историография использовала для его обозначения название одного из периодов китайской истории, отмеченного смутой, — период Сражающихся царств, который предшествовал объединению и созданию империи. Чтобы избежать каких-либо неясностей, этот термин в Японии перевели как «воюющие провинции».

Номинально в стране всегда был император, даже если говорили, что ему приходилось продавать свои каллиграфические работы, чтобы заработать себе на жизнь; всегда был и сёгун, который управлял только своими непосредственными вассалами. На самом деле, в Японии больше не существовало центральной власти. Страна оказалась разделенной на самостоятельные княжества, которые воевали между собой. Властители, даймё, практически бесконтрольно управляли своими владениями, если не считать их соседей, которые в любой момент могли захватить земли, или крестьян, которые могли поднять восстание. Прибыв-

Гиды цивилизаций |

Шие в тот период на острова португальцы назвали их королями9.


Этот период непрерывных войн между княжествами, который привел к ликвидации центральной власти, отнюдь не означал упадка в других областях жизни. Если не говорить об искусстве войны, которое никогда до того времени не достигало подобного расцвета, в архитектуре создавались первые в японской истории настоящие замки. Они не были простыми крепостями; жилища господина, они были призваны показать его могущество, власть и богатство. Это определяло высоту донжонов и заботу об оформлении замков. Они стали местом проведения роскошных празднеств, когда чайная церемония сопровождалась выставкой прекрасных предметов искусства, разыгрываемых как призы на конкурсах. Элегантность и роскошь присутствуют и на полях сражений. Великие воины шли в бой в великолепных доспехах, в накидках из войлока с крупными узорами; их головы защищали шлемы самых фантастических форм, в виде головы медведя, карпа, раковины и т. д.

Развал обоих гарантов закона, двора и бакуфу, вызвал необходимость законодательной деятельности внутри княжеств, которые таким образом вовсю демонстрировали свою непохожесть друг на друга. Многие рода и владения эпохи Эдо выросли из княжеств «периода воюющих провинций». Война требовала все больше средств, увеличивается обмен между провинциями и с континентом. Широкое использование китайской медной монеты способствует зарождению товарно-денежных отношений. Торговцы, зависимые от сеньора, или объединенные в независимые корпорации, как в Сакаи, оформляются в самостоятельную социальную группу.

Этот мир соперничества открыт всему новому. Помимо даймё Уэсуги Кэнсин, который стал монахом и воевал под знаменем буддийского божества Бисямонтэна10, было множество других, которые без колебаний жгли монастыри вместе с находившимися в них монахами. Крестьяне восставали против своих господ, объединяясь в религиозные движения, надеясь на покровительство Будды Амиды. Вот в такую страну, охваченную волнениями, прибывают португальцы со своим христианством и мушкетами. Христианство сначала воспринимается как вариант буддизма. Мушкеты были быстро приняты на вооружение. Японские кузнецы, которые ковали великолепные мечи, сумели создать превосходные мушкеты. Их немедленно стали применять, и освоение этого новшества обеспечивало победу.

Адзути-Момояма (1573—1598)

Равновесие между княжествами было очень неустойчивым. Мелкие даймё были вынуждены присоединяться к крупным княжествам, которые столкнулись между собой, добиваясь высшей власти. Политическое объединение Японии проходило в три этапа, и осуществляли его три великих деятеля конца XVI века — Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси

И Токугава Иэясу. В ходе множества военных кампаний, заключив выгодные союзы, они стали самыми сильными даймё. Ода Нобунага, погибший от рук убийц, не успел получить титул, соответствующий своему положению. Тоётоми Хидэёси, происходивший из рода низкоранговых самураев11, предпочел титулы придворной аристократии. Последний из трех не мог следовать тем же путем. Чтобы восстановить и получить титул сэйи-тайсёгуи, он воспользовался дальним родством с Минамото и основал бакуфу Эдо.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.