Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Япония эпохи Эдо Страница - 3

Эпохи доисторического времени основываются на материальных данных: керамика с веревочным орнаментом, дзёмон, керамика, найденная на стоянках Яёи, огромные курганы кофуп.

Начиная с эпохи Мэйдзи для обозначения исторических периодов используют девиз правления того или иного императора: Мэйдзи, Тайсё, Сёва, Хэйсэй, хотя в отношении последнего могут возникнуть сомнения в будущем употреблении.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЯПОНИИ

Доисторический период. Первый человек — возможно, 300 ООО лет до н. э.

Дзёмон (около 10 000—600 гг. до н. э.)

Первая керамика, собирательство, охота и рыбная ловля, оседлые стоянки.

Яёи (около 600—300 гг. до н. э.)

Распространение риса, бронза, железо, стекло.

Кофун (с III по VI век)

От больших курганов до первого государства.

Асука (VI—VII века)

Сётоку Тайси, буддизм, конфуцианство, появление письменности.

Нара (710-784)

Столица и ее монастыри. Манъёсю, Кодзики, Ни-хонсёки, кодексы.

Хэйан (794-1185)

Великолепие (в Китае, конец эпохи Тан).

Фудзивара (969—1068). Гэндзи моногатари, Сэссё, Кампаку.

Инсэй (Х1-ХП1 века)

Частные владения, правление отрекшихся императоров.

Гэмпэй-но шакакаи (1159—1185). Война Минамото и Тайра, Хэйкэ моногатари.

Камакура (1185—1333)

Самураи, баку фу, новые направления буддизма.

I И

Муромати (1336—1573)

Самураи и аристократы.

Намбокутё / Северный и Южный императорский Двор (1337—1392)

Законность под вопросом.

Онин-но ран Онин-Буммэй-но ран Волнения эпох Онин и Буммэй (1467—1477). Сэнгоку / Воюющие провинции (XV—XVI века) Война и всплеск культуры, элегантность войны. Адзути-Момояма (1573—1598)

Объединение страны и начало Нового времени. Эдо (1603-1868)

Самураи без войн, ученые без экзаменов, продавцы без признания, рост городов в аграрной стране. Мэйдзи (1868-1912)

Вестернизация и национализм.

Тайсё (1912-1926)

Равновесие.

Сёва 1(1926-1945)

Пятнадцатилетняя война (1931—1945).

Сёва 11(1945-1989)

Хэйсэй (1989—...)

Новая экономическая сила Японии.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Эпохи эдо

Серьезной проблемой для ученых эпохи Эдо явилась случайная находка каменных наконечников стрел. Некоторые увидели в этом следы эпохи богов, о которой рассказывалось в древнейших японских письменных текстах, Кодзики и Нихонсёки. Другие считали, что они созданы руками эмиси, народа, жившего в древности в северо-восточной Японии. Однако никто тогда не вводил понятие доисториче-

Ского периода. Внимание было сосредоточено на начале истории Японии, в которое ученые включали и времена богов. Конфуцианские ученые вели отсчет от 660 г. до н. э., когда согласно Нихон-сёки появился первый император Дзимму. С его правления начинается История великой Японии /Дай Нихонси, написанная в период середины XVII — начала XX века. Объединение этих двух направлений и определило официальную историческую мысль во время реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Однако некоторые мыслители, не подверженные идеологическому давлению, утверждали, что рассказы о временах богов были всего лишь безосновательными баснями (Уэда Акинари), что говорить об истории можно только при существовании письменных свидетельств, согласно традиции с правления императора Одзин (Ямагата Банто). Но понятие доисторического периода появилось только после реставрации Мэйдзи, под влиянием западных историков. Первым крупным археологическим открытием в этой области было обнаружение в 1877 году американским зоологом Эдвардом Морсом (1838-1925) керамики со шнуровым орнаментом, которую по-японски стали называть дзёмон сики, в


Раковинных насыпях  Образец  керамики

(кайдзука). В то время  периода  Дзёмон

Это открытие заинтересовало лишь некоторых историков; по мнению Окакура Тэнсина (1862— 1913), основателя Института изобразительных искусств Японии, эти предметы не могли принадлежать древним японцам.

Период курганов породил другой тип проблем. Начиная со второй половины XVIII века ученые старались обнаружить древние императорские захоронения, основываясь на свидетельствах древних текстов. Но они не ставили под сомнение традиционную хронологию, отправляясь на поиски могилы первого императора, которая была найдена незадолго до начала периода реставрации Мэйдзи. Критерии поиска были чисто географическими; никто не предполагал раскапывать императорское захоронение.

Пришлось дожидаться XX века, чтобы все население ощутило гордость за древность существования человека в Японии и за то, что керамика Дзёмон была признана самой древней из когда-либо найденных в мире.

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД И ДРЕВНОСТЬ

Следы деятельности первобытного человека, или, проще говоря, человеческого присутствия в Японии, по мере расширения археологических раскопок отодвигаются во времени все дальше и дальше. О палеолите в Японии теперь свидетельствуют слои Ивадзюку I, II и III.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.