Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Япония эпохи Эдо Страница - 6

Даты официального принятия религиозных учений весьма условны. Своды (Кодзики, Нихонсёки) сообщают, что конфуцианство, в виде «Бесед» Конфуция и трудов корейских комментаторов, было за-

Гиды цивилизаций,

Несено в Японию при императоре Одзин (начало IV века?). Буддизм был даром правителя Пэкче (юго-запад Кореи) японскому государю с целью усиления союза против королевства Силла (юго-восток Кореи). Все атрибуты буддизма — статуи, культовые предметы, тексты (сутры) и даже монахи попали в Японию одновременно в 552 или 536 году. Похоже, что начало буддизма в Японии было нелегким. Его использовали в борьбе за власть клан Сога и их противники — кланы Мононобэ и Нака-томи. Союз между будущим Сётоку Тайси, государственным деятелем начала VII века, и кланом Сога произошел благодаря тому, что будды покровительствовали им в борьбе с партией соперников. С тех пор буддизм стал религией, поддерживаемой государством. Главной задачей этой религии стала, в свою очередь, защита государства. Это положение будет продолжаться вплоть до реставрации Мэйдзи в 1868 году и даже после нее.


Мы практически ничего не знаем о светской архитектуре VII века, но монастыри сохранились лучше. Хорюдзи, основанный Сётоку Тайси неподалеку от его дворца в Икаруга, после восстановления в конце VII века, пережил все войны и пожары. Ситэнно-дзи в Осаке был реконструирован после строительства по желанию все того же Сётоку Тайси. Архитектура культовых сооружений в китайском стиле появилась благодаря связям с Кореей. Она познакомила японцев с черепицей, со столбами на каменном фундаменте, с галереями между зданиями, а также с цветом: выкрашенными в красный киноварный цвет столбами, белыми оштукатуренными стенами, светло-зелеными решетчатыми входами. Это, впервые после ханива, явилось началом японской скульптуры. Первые изделия были, без сомнения, импортированы. Но очень скоро стало невозможно отличить то, что привозили с Корейского полуострова, от созданного в Японии ремесленниками корейского происхождения. Бронзовые предметы носили явные следы влияния северной династии Вэй.

Сётоку Тайси, после смерти почитаемый как

Воплощение бодхисат-твы, провел государственные реформы, наиболее важной из которых было введение придворных званий. В этом ощущается очевидное китайское влияние, но система была японской. Тогда же начался процесс превращения военной знати в служилую аристократию. Понемногу Япония обретает черты цивилизованного государства, построенного по китайским принципам. Начиная с 645 года, реформы эпохи Тайка (первая попытка создания системы счисления времени) закрепляют господство двора над всей территорией, определяя новую администрацию в про-

Деревянная скульптура принца Сётоку в храме Асука-Ьэра (префектура Нара)

Винциях. Императоры Тэнти и Тэмму продолжают эту деятельность, создавая различные структуры, становящиеся кирпичиками будущего здания государства, управляемого законами.

Нара (710-784)

В конце VII и в начале VIII века исторические процессы ускоряются. Японский государь повелевает называть себя тэнно (небесный государь) — титул китайского происхождения, рожденный даосизмом, полностью отмежевываясь от хуапди (яп. котэй), что обычно означает китайского императора.

Первая столица, Фудзивара-кё, была построена в 694 году, по модели китайских столиц, по плану шахматной доски с центральной дорогой, проходящей с севера на юг. В 710 году столицей стала Хэйдзёкё (Нара), расположенная немного дальше на север. Это был более крупный и красивый город, построенный по тому же плану, с дворцом на севере. В 701 году вступает в силу первый свод законов Тайхорицурё. В 725 году он был несколько изменен и в этом виде действовал на протяжении всего периода древности. Его значение было столь велико, что во время реставрации Мэйдзи на него ссылались при создании новых установлений. Начиная с того же 701 года, с провозглашением эры Тайхо, Япония окончательно принимает систему наименований эпох, которая действует и в наши дни.

Были проведены первые переписи населения и созданы первые земельные кадастры. Были выпущены первые монеты. Они были бронзовыми, круглыми, с квадратной дыркой в центре, с надписью из четырех китайских иероглифов.

Отмирает обряд временного захоронения умерших членов императорской семьи, заключающийся в помещении тела умершего на многие месяцы в специально построенном для этой цели сооружении. На смену приходят буддистские обряды. Они проводятся в монастырях без наличия тела умершего. Захоронение в огромных курганах заменено сожжением и помещением урны с пеплом в места, практически невидимые на поверхности. Менее чем за десяток лет, пример двора, приводит к исчезновению системы кофун. Можно говорить о настоящей революции обряда похорон. Захоронения в виде памятников вновь появятся только в Средневековье, и в весьма скромной форме. Господство буддизма в вопросах, связанных со смертью, было в эпоху Эдо практически абсолютным, что заметно и в наши дни. Только в эпоху Мэйдзи, японские императоры перестали ему следовать.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.