Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Археалогія жалезнага веку - Страница 90 Первобытное общество 28-09-2014, 17:18 |

Fig. 1. Topography of Christian funeral monuments of Old Russian Kiev:

1 - Desiatinnaja church, 2 - Saint Sophija cathedral, 3 - Saint Irina cathedral, 4 - Saint Georgij cathedral, 5 - cemetery on Patorzhinskogo str., 14, 6 - Fiodorovskij monastery, 7 - Andreevskij (Janchin) monastery, 8 - Mihajlovskij Zlatoverhij monastery, 9 - cemetery on Bol'shaja Zhytomirskaja str., 11, 10 - Spasskaja church, 11 - church on the Voznesenskij spusk,

22, 12 - church on the corner of Voznesenskij spusk and Kijanovskij lane, 13 - cemetery on Kudriavskaja str., 24, 14 - cemetery on Shchekavickaja str., 25-27, 15 - cemetery on Spasskaja str., 16 - cemetery on Horevaja str., 40, 17 - cemetery on Mezhigorskaja str, 43, 18 - cemetery on Mezhigorskaja str. 3/7, 19 - cemetery on the corner of streets Verhnij Val and Pochajninskaja (Vvedenckaja church), 20 - cemetery on Horevaja str, 21, 21 - cemetery on the Naberezhno-Kreshchiatitskaja str., la, 22 - Uspenija Bogoroditsy church (Pirogoshcha), 23 - Borisoglebskaja church, 24 - church on the str. Jurkovskaja, 3, 25 - cemetery on hill Shchekavitsa, 26 - cemetery on hill Jurkovitsa, 27 - cemetery on hillDetsinka, 28 - Uspenskij cathedral of Kievo-Pechersk monastery, 29 - Spas on Berestov church, 30 - Klov monastery, 31 - Vydubickij monastery,

32 - Kirillovskij monastery

ПРО НАХОДКУ ДВУХ ДЕРЕВЯННЫХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ВРЕМЕНИ НА КИЕВСКОМ ПОДОЛЕ

Вопрос о христианском культовом зодчестве остается одним из наиболее сложных в истории архитектуры древнерусского Киева. Первоначальный этап развития строения храмов на Руси был тесно связан с культурным влиянием Византии. Последняя поставляла мастеров-строителей, которые и приносили технику кладки из плинфы, приемы и формы каменного зодчества. Количество таких строителей на Руси не удовлетворяло спрос на строительство каменных храмов. Эти потребности должны были удовлетвориться силами местных строителей-плотников, искусство которых было традиционным для региона с древнейших времен (Иоаннисян, 1996, с. 4-5). Очевидно, деревянные храмы в Киеве появились еще до официального принятия христианства. В договоре князя Игоря с греками (944-945 гг.) мы находим упоминание о церкви святого Ильи на Подоле. Так как летопись подчеркивает, что Десятинная церковь была первым русским каменным храмом, логично предположить, что церковь святого Ильи была деревянной. О массовом строительстве деревянных храмов свидетельствует сообщение летописи о том, что после крещения князь Владимир «повелерубити церкви и поставляти по местам, идеже стояху кумиры» (Повесть..., 1950, с. 180). С XI в. сведения о деревянном зодчестве появляются все чаще. В 1020-1026 гг. князь Ярослав Мудрый над могилой Бориса и Глеба возводит большую пятикупольную церковь. Она также была деревянная, построил ее Милонег, вышгородский «горододел». Позже Ждан Мыкола строит в Вышгороде еще одну деревянную однокупольную Борисоглебскую церковь (Тара-нушенко, 1976, с. 6). Деревянные храмы появляются и в других городах древнерусского государства: древнейший новгородский храм - дубовый Софийский собор и построенный в конце X в. в Ростове Успенский собор, который летописец называет «большой дубовой церковью».

Письменные источники неоднократно упоминают про множество церквей в Киеве. Например, немецкий хронист конца X - начала XI вв. про 400 церквей и 8 торжищ в Киеве. Хотя сам он не был в городе и ссылается на свидетельства немецких наемников, участвовавших в походе Болеслава I на Киев в 1018 году (То-лочко, 1970, с. 171). В наше время известно и найдено не более полутора десятка каменных сооружений. Скорее всего, преобладающее большинство древнекиевских храмов было представлено деревянными сооружениями, которые не сохранились до нашего времени. По мнению О. Иоаннисяна, такими являлись парафиальные храмы практически во всех крупных древнерусских городах, монастырские храмы, построенные не по княжеской инициативе, и фактически все сельские церкви (Иоаннисян, 1996, с. 5-6). Тем не менее, за более чем двести лет изучения города археологических подтверждений существования деревянного храмостроения в Киеве зафиксировать не удалось. Существует ряд причин, которыми можно пояснить отсутствие подобных находок. В первую очередь, это недолговечность строительного материала - дерево легко горит и быстро разрушается временем. Кроме того, целая совокупность факторов, связанных с проблемой археологизации объектов: небольшие площади изученной территории, особенности проведения спасательных раскопок не давали возможности обнаружить остатки деревянных культовых сооружений. Не стоит исключать тот факт, что остатки деревянных храмов могли быть интерпретированы как большие жилища, сооружения общественного назначения и т. д., особенно при фрагментарной их фиксации. И, наконец, возможно, просто «не везло».


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru