Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Археалогія жалезнага веку - Страница 96 Первобытное общество 28-09-2014, 17:18 |

Открытие деревянных культовых сооружений на Киевском Подоле принесло новую, важную информацию по истории древнерусской храмовой архитектуры. Находки подтверждают версию про широкое распространение деревянных культовых сооружений в Киевской Руси. Увеличение открытых археологами площадей, усовершенствование методики проведения земляных работ позволяет сильно расширить границы исследований. Если до 1960-х гг. не было обнаружено ни одной деревянной древнерусской церкви, то за последние сорок лет было открыто и исследовано девять деревянных храмов на территории Галицкой земли (Томенчук, 1996, с. 8-20). Очевидно, дальнейшие археологические исследования Киева обнаружат новые храмовые постройки, которые позволят полнее изучить архитектурные особенности русских деревянных церквей, проследить закономерности развития этой категории древнерусского зодчества.

Находки деревянных культовых сооружений на киевском Подоле принесли новую, важную информацию по истории древнерусской храмовой архитектуры. Открытые объекты не только снимают вопрос о существовании деревянных храмов в древнерусском Киеве, но и дают сигнал для исследователей про необходимость пересмотра данных прошлых лет, которые касаются деревянных сооружений (особенно в районе могильников), на предмет установления их настоящего предназначения. Нам неизвестны характерные особенности деревянной культовой архитектуры древнего Киева - находки только двух объектов в соответствующем состоянии сохранности не позволяют делать никаких выводов. На современном этапе исследования проблемы необходимо сосредоточиться на поиске аналогий, как на территории древнерусского государства, так и в Европе вообще. Это поможет в общих контурах выделить основные черты и направления развития деревянной культовой архитектуры средневекового Киева.

Проводя параллели между известными на сегодня древнерусскими деревянными храмами и украинской деревянной архитектурой XV-XVI вв., можно предположить существование определенной строительной традиции. Археологические данные про деревянные храмы домонгольской Руси свидетельствует, что, несмотря на несхожесть конструктивных приемов и форм деревянной и каменной 160

Архитектуры, древнерусские мастера старались максимально имитировать формы каменного зодчества. Кстати, наследования каменной церковной архитектуры строителями деревянных храмов - черта также общеевропейского порядка (Ahrens, 1982, s. 214-216; Иоаннисян, 1996, с. 41-46). Впрочем, только дальнейшие археологические исследование Киева и новые находки позволяют исследовать архитектурные особенности русских деревянных церквей, проследить закономерности развития этой категории древнерусского зодчества.

Литература

1.  Боровский, Я. Е., Сагайдак, М. А. Археологические исследования Верхнего Киева в 1978-1982 гг. // Археологические исследования Киева 1978-1983 гг. К., 1985. С. 38-61.

2. Довженок, В. Й., Гончаров, В. К., Юра, P. O. Древньоруське місто Воі'нь. К.,

1966.

3.  Завадская, И. А. Баптистерии Херсонеса // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Т. IX. Симферополь, 2002. С. 251-272.

4.  Иоаннисян, О. П. Деревянные храмы домонгольской Руси // Успенская церковь в Кондопоге. Кондопога - С.-Петербург., 1996. С. 4-47.

5.  Магаричев, Ю. М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь., 1997.

6.  Мусин, А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв. С-Пб.,

2002.

7.  Повесть временных лет. Ч. І. М.-Л., 1950.


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru