Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Археологические Открытия На Новостройках Страница - 6

Бенностями географической среды тесно связаны традиционные формы хозяйственной деятельности человека, что отражается на формировании, эволюции и закономерной смене различных хозяйственнокультурных типов17. В свою очередь, хозяйственно-культурные типы определяют характер историко-этнографических или историко-культурных областей, т. е. территории, на которой в результате длительного общения обитающих здесь этнических общностей складываются и определенные культурные общности18. Таким образом, допустимо полагать, что разные экологические условия бассейна Дона могут обусловить возникновение у населения этих районов различных палеоэтнографических особенностей, выделение которых становится задачей исследователей.

Одной из таких особенностей, вероятно, можно уже сейчас считать специфическую конструкцию сыродутного горна для варки железной руды. Она широко распространена среди памятников салтовской культуры в лесостепи и не известна в степных районах этого региона.

Вместе с тем характеристика специфических черт культурной общности лесостепной зоны бассейна Среднего Дона невозможна без рассмотрения признаков «второго порядка»19, которые прямо не выводятся из природы, хозяйства и образа жизни, а являются выражением этнической культуры. Это относится прежде всего к факту концентрации в лесостепи катакомбных могильников. Хотя открытие отдельных катакомбных погребений в степной зоне и ям-ных могильников в лесостепной и разрушило жесткую схему деления салтовской культуры по этому признаку, но степень концентрации катакомбных могильников продолжает служить одним из признаков, характеризующих лесостепной вариант как культурную общность в целом.

Для выделения признаков, расчленяющих лесостепной и степной варианты, можно использовать и ареал распространения печей типа тандыров, найденных пока только на Среднем Донце20 в степной зоне и неизвестных в более северных районах

7 Андрианов Б. В. Взаимодействие природы и общества и концепция хозяйственнокультурных типов — В кн.: Взаимодействие природы и общества. М., 1973.

8 Проблемы этнической географии и картографии. М.: Наука, 1978, с. 12.

9 Чеснов Я. В. Об этнической специфике хозяйственно-культурных типов — В кн.: Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М.: Наука, 1982, с. 110.

0 Красильников К. И. Население Среднедо-нечья в VIII — начале X века. Салтово-маяцкая культура на Среднем Донце. Авто-реф. канд. дисс. М., 1980, с. 9—10.

Рис. 3. Схема расположения памятников СМК в бассейне Уды.

Междуречья: в данном случае факт отсутствия тандыров в лесостепи является дополнительным культурным признаком определенной обособленности районов в системе жизнеобеспечения населения.

Специфические признаки лесостепного варианта могут определяться и факторами социально-политического характера. Нельзя не обратить внимание на то, что количество городищ на единицу площади в лесостепной зоне значительно превышает эту пропорцию в степной зоне. Если раньше исследователи использовали в качестве дифференцирующего признака конструкцию стен городищ, то мы предлагаем использовать в качестве критерия степень концентрации городищ.

Итак, очерчивая границы лесостепного варианта СМК (рис. 1), мы будем придерживаться следующих критериев: южной кромки лесостепной зоны или лесостепных районов, территории распространения сыродутных горнов ютановского типа, ареала сосредоточения салтовских городищ и района концентрации катакомбных могильников.

Рис. 5. Схема расположения памятников СМК в долине Тихой Сосны.


Зак.21 98


Южная граница лесостепной зоны между Сев. Донцом и Доном проходит по линии Балаклея — Валуйки, далее по правому берегу Черной Калитвы, по правому берегу Дона до устья Богучара, а затем по левому берегу Толучеевки21 в направлении Ново-хоперска и Саратова. Отдельные лесостепные районы выделяются в степной зоне Донского левобережьялпо долинам Хопра, Бузулука и Медведицы. Этому рубежу соответствуют и южные границы ареала концентрации находок остатков сыродутных горнов ютановского типа, территория сосредоточения городищ со слоями салтовской культуры и район катакомбных могильников. Западная граница является зоной стыка с памятниками роменской культуры (рис. 2—3). И. И. Ляпушкин проводил ее по Сев. Донцу, захватывая левобережье Уды в ее нижнем течении (селище у с. Васищево, селище и могильник у с. Ново-Покровка)22. Разведки С. А. Плетневой позволили включить в ареал салтовской культуры и низовья долины правого притока Сев. Донца— Бол. Бабки (селище у с. Пятницкое) . Работы последних лет не внесли существенных изменений в западную границу, и хотя салтовский памятник был открыт в глубине правобережья Донца (на водоразделе между верховьями Уды и Ворсклы, близ с. Одноробовка)24, а роменские стали находить в долине Сев. Донца25, все же западная граница между салтовской и ро-менской культурными общностями четко рисуется по долине Сев. Донца—низовьям Уды.

Северная граница СМК на Сев. Донце проходит в районе с. Архангельского (Не-жегольское городище). В долине Корочи как И. И. Ляпушкин, так и С. А. Плетнева считали наиболее северным комплекс памятников у с. Доброе—с. Дмитриевское. Но в результате разведок Б. А. Шрамко в 1958 г. было открыто салтовское городище и селище на 18 км выше по течению реки в окрестностях села Большое Городище26. На Осколе северным пунктом находок СМК, по И. И. Ляпушкину, был катакомбный могиль-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru