Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Деснинские древности. Вып.V - Страница 7

И. Г.Шовкопляс на материалах среднеднепровских и деснинских стоянок Елисеевичи, Юдиново, Тимоновка, Мезин, Добраничивка, Супонево, Юровичи, Чулатово 1-11, Кирилловская, Гонцы, Бугорок, Довгиничи, Фастов выделил мезинскую культуру [Шовкопляс И. Г., 1965. С.288, 301]. Позже он включил эти памятники вместе с более ранними Погоном, Бердыжем, Радомышлем, Пушкарями I и Новго-род-Северской стоянкой в Среднеднепровскую этнокультурную область [Шовкопляс, 1966. с.41-43]. С этим согласился А. Н. Рогачев, который также считал Среднее Поднепровье отдельной историкокультурной областью, в которую включал и деснинские памятники [Рогачев А. Н., 1969. С.191-194].

Делая обзор позднего палеолита СССР, Г. П.Григорьев указывает на существование в этом регионе пушкаревской культуры, к которой относил Пушкари I и Клюсы. Относительно культурной принадлежности деснинских памятников - Елисеевичи, Юдиново, Тимоновка, Супонево, а также Добраничевки, он оставляет вопрос открытым, в связи с задержкой публикации материалов этих стоянок. Исследователь считает хронологически близкими по геологическим данным Мезин и Межиричи [Григорьев Г. П., 1970, С.43-63]. Среднеднепровские и деснинские памятники рассматриваются и в первом издании «Археологии УССР», где И. Г.Шовкопляс повторяет свои взгляды, высказанные в работах 1960-х гг. [Шовкопляс И. Г., 1971, с.39-64].

В 1970-е гг. среднеднепровские памятники изучает М. И.Глад-ких, который в пределах среднеднепровской этнокультурной области выделил межиричско-добраничевскую культуру, к которой отнес Межиричи, Добраничевку и Гонцы, обособлено выделяя Мезин и Журавку, которые, по его мнению, не имели аналогий; культурную принадлежность Кирилловской и Фастовской стоянок определить не удалось, ввиду малочисленности материалов. Памятники межирич-ско-добраничевской культуры он генетически связывал с более ранними Радомышлем, Пушкарями I, Новгород-Северской стоянкой и Клюсами [Гладких М. И., 1977. С.137].

Раздел «Поздний палеолит Русской равнины и Крыма» в коллективном труде «Палеолит СССР» был написан М. В.Аниковичем и А. Н.Рогачевым. Относительно памятников Среднего Поднепровья и Подесенья, они не разделяют взглядов И. ГШовкопляса на существование единой мезинской культуры и указывают на развитие в раннюю пору позднего палеолита пушкаревской культуры. Что касается средней поры позднего палеолита, то исследователи считают возможным рассматривать Елисеевичи, а также Юдиново и Тимоновку I, II, как две археологические культуры. [Рогачев, Аникович, 1984, с.152-271]

Производя историческую интерпретацию позднего палеолита, М. И.Гладких рассматривает историко-культурное деление памятников первой половины поздневалдайского оледенения (24-16 тыс. л. н.). Для среднеднепровской этнокультурной области он указывает развитие пушкаревской - на раннем этапе и межиричской культуры - на позднем [Гладких М. И.., 1991, с.24-25]. И. ГШовкопляс, рассматривая историю исследования Добраничевской стоянки, признал однокуль-турность Межиричей, Гонцов, Добраничевки и некоторых комплексов Барышивского района Киевщины, а также согласился относительно отсутствия развития единой мезинской культуры [Шовкопляс И. Г., 199, с.88].

Во второй половине 1990-х гг. детальное изучение деснинских памятников провели З. А.Абрамова и Г. В.Григорьева. В результате сравнения с другими памятниками Среднего Поднепровья, а также сопредельных территорий, они выделили для среднеднепровской этнокультурной области три археологические культуры: тимоновско-юдиновскую (Юдиново, Чулатово II, Бугорок и Тимоновка I, II), ме-зинскую (Мезин, Супонево), межиричско-добраничевскую (Межири-чи, Гонцы, Добраничивка) [Абрамова, Григорьева, 1997, с.106].

Работая над проблемой восточного граветта, М. В.Аникович объединяет Среднее Поднепровье и Среднее Подонье в одну Днепро-Донскую историко-культурную область охотников на мамонтов, время существования которой разделяет на два периода: 24-20 и 19-12 тыс. л. н. Относительно деснинских памятников: он относит Мезин, Елисеевичи, Юдиново, Тмоновку I - вместе с Межиричами, Добрани-чевкой и Гонцами - ко второму этапу, объединяя Мезин с Боршево I в одну археологическую культуру [Аникович М. В., 1998, с.35-66].

С. Н.Лисицын также анализирует поздневалдайские памятники Днепро-Донского региона, которые он делит на два хронологических этапа. Что касается деснинских и среднеднпровсих памятников, то он относит к первой группе Мезин, Елисеевичи 1-11, Юровичи и, возможно, Кирилловскую стоянку, которые датируются 17/16 - 15/14 тыс. л. н., а Юдиново, Тимоновку 1-11, Бугорок, Чулатово II, Межири-чи, Добраничевку, Гонцы и, возможно, Супонево - ко второй группе, датируемой 15/14 - 14/13 тыс. л. н. Тем не менее, исследователь считает, что правомерно говорить о хронологической, а не культурной преемственности между двумя группами [Лисицын С. Н., 1999, с.83-120].

Несколько позже Г. В.Григорьева отрицала правомерность объединения Среднего Поднепровья и Подонья в одну историкокультурную область, указав, что это - два отдельных региона развития позднепалеолитической культуры со своими особенностями. Для Среднего Поднепровья, куда включены и деснинские памятники, она выделяет три периода заселения. К первому периоду (25-22 тыс. л.н.) относятся Хотылево II, Новгород-Северская стоянка, Бердыж и Юровичи, ко второму (21-17 тыс. л. н.) - Пушкари I, Елисеевичи I и Погон, а к третьему (16-12 тыс. л. н.) - Юдиново, Тимоновка I, II, Межиричи, Добраничевка, Мезин и др. [Григорьева Г. В., 2002, с.63-67]. Правда, М. В.Аникович опровергает аргументы Г. В. Григорьевой, указывая на допущенные исследовательницей методологические ошибки при рассмотрении его концепции [Аникович М. В., 2003, с.502-504].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru