Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Деснинские древности - Страница 3

В 1986 г. Фёдор Михайлович опубликовал в почепской газете «Сельская новь» воспоминания «Школьные годы», состоящие из двенадцати очерков; два из них были посвящены учительнице Е. Т.Дми-тровской. Он писал: «Это был не только выдающийся педагог, но и человек большой внутренней культуры. Для меня она дорога ещё и тем, что потратила много времени и сил для выправления моего народного говора, резко отличавшегося от необходимого грамотному человеку литературного языка, а также как близкая по Костяшее соседка».

Когда у меня родились внуки, в 197$ и 1980 гг., я дал себе зарок отметить десятилетие обоих их приобщением к Почепу, прародине. Так и получилось, причём десятилетие старшего, Володи, мы отметили прямо в Почепе. Также мы были с ним в Брянске у моей двоюродной сестры Татьяны Степановны и, как было заранее условлено с Фёдором Михайловичем, отправились к нему в Полевой переулок, 5. Там в подарок получили его книжку «Хотылёвское нижнепалеолитическое местонахождение» и отдельные оттиски статей из академических журналов: «Техника обработки кости из Хотылёвской верхнепалеолитической стоянки», «Почепское селище» и ещё оттиск статьи из югославского издания на сербском языке. Любляна, 1985. На «Почеп-ском селище» сделал автор надпись: «Правнуку Е. Т.Дмитровской, моему юному другу Володе от ученика Евгении Тимофеевны Ф. Завер-няева. Брянск, 30 июня 1998 г.»

Село Вщиж в Жуковском р-не, бывшее до ХШ в. центром удельного княжества, составляло мой давний исторический и литературный интерес, и потому на следующее утро мы отправились туда вчетвером: два деда, археолог и литератор, и два внука - Максим и Владимир. Причём внуки, первый из них на полтора года старше второго, так же сразу нашли свой общий язык, как и их деды. Поездом до Ржаницы, а потом пешком полями и перелесками, дорогами, но больше - тропами, какими ходили наши предки в Древней Руси. Искупались, как в купели, в родимой Десне, и вот перед нами на высоких береговых кручах открылся Вщиж. Как невидимый град Китеж с его столь же уникальной, загадочной и поэтической историей. Однако, уже Тютчев, посетивший Вщиж за 117 лет до нас, писал о нём:

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...

Поначалу мы раскинули свой бивуак на Благовещенской горе, отделённой от Вщижа глубокой узкой низиной, и наша походная трапеза совместилась с лекцией Фёдора Михайловича по истории, мифологии и археологии этого края. Позднее я опубликовал в Калининграде газетный очерк «Вщиж», и он был перепечатан в «Брянском рабочем» 28 марта 1989, и, наконец, очерк «Овстуг и Вщиж» вошёл в мою книгу «Культурологические проблемы творчества», 1996. Там я писал: «Мож-ио ли сравнить лекцию в аудитории с лекцией историка и археолога прямо на местности, в живом и непосредственном представлении событий разных эпох и сменяющихся поколений предков?.. Л какие здесь на десня неких кручах травы, не тронутые косами, в рост человека, и полевые цветы красоты невиданной, и почти отвесная и неприступная по сей день, так же как восемь столетий назад, стена древних геологических отложений, и вся родная природа в круговой панораме, как и вечная поэзия, и душа человеческая, русская».

Здесь не место и не время описывать горестную картину Вши-жа конца XX века. Приведу лишь, с извинением, своё возникшее четверостишие:

Достоин обедни Великий Париж?...

Счастливые бредни И гибнущий Вщиж.

Но тем более радостно признать возрождение Вщижа, которым обозначился век ХХ1-Й. Теперь там проложена дорога, есть туристический маршрут, и Вщиж включён в единую Тютчевскую заповедную зону. Ну, а тогда Максим, как начинающий археолог, причём истинный внук своего деда, стал ковыряться в земле и вскорости - к изумлению обоих дедов - извлёк из близлежащего культурного слоя несколько черепков, которые тут же прошли у его деда научную экспертизу и были атрибутированы XII веком. Каково?.. Ведь только для этого стоило совершить поход! И путь обратный, теперь уже до Тросны, и возвращение в Брянск, и богатырский сон моего внука накануне своего десятилетия - без просыпу 13 часов подряд...

Мы договорились с Фёдором Михайловичем о его публикации в газете «Калининградский университет», и эта публикация «Соединяя эпохи» /новое в археологии Брянского края/ состоялась в номере за 12 сентября 1988-го под рубрикой «За страницами учебника». О Брянщине в целом автор писал: «Брянский край - поистине археологический заповедник, который вот уже на протяжении ста пятидесяти лет привлекает внимание археологов». Далее автор подробно описал свои по-чепские исследования, начиная с 1955 г., в долине реки Судости, где было открыто уникальное селище, нижний культурный слой которого относится к эпохе поздней бронзы, и ещё - верхний культурный слой, связанный с позднезарубинецкой культурой. Материалы этих исследований вошли в книгу академика Б. А.Рыбакова «Язычество Древней Руси». М., 1987. Сейчас на почепском лугу место раскопок Фёдора Михайловича оделось сосновой рощицей, получившей в народе название Грудок; и мы с внуком отметились в нём, будучи в Почепе, специальным походом...

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru