Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Дольмены Западного Кавказа Страница - 2

В 1898 г. Н. И. Веселовский предпринял раскопки двух дольменов у ст. Царской (ныне ст. Новосвободная). Они дали богатейший вещевой материал **, который позволил более четко датировать вскрытые памятники. Сам Н. И. Веселовский относил их ко времени около 1500—1200 гг. до н, э. и В дальнейшем многие ученые обращались к данным находкам. Возникла значительная литература, на их основе был выделен «новосвободненский этап» в хронологии древностей Кавказа. Все эти вопросы достаточно полно освещены в литературе. Здесь следует отметить дату, предложенную А. А. Иессеном для памятников подобного круга: 2300—2000 гг. до н. э." Она принята большинством исследователей.

В дальнейшем дольмены, находящиеся на территории современного Краснодарского края, .лишь спорадически привлекали к себе внимание, хотя трудно перечислить всех, кто писал об отдельных памятниках (К - И. Подозерский, Г. А. Иноземцев, А. Ф. Лещенко, Л. Я. Апостолов,

Н. В. Анфимов, А. И. Шамотульский, М. К - Тешев и др.).

В Абхазии дольмены обнаружены совсем недавно. К концу XIX в. о них ничего не знали, тогда П. С. Уварова даже писала: «...их в крае никогда не существовало»**. А. А. Миллер опроверг это мнение,

2. Дольмен, стоявший у форта св. Николая (по Дюбуа де Монперэ, 1837 г.) а — фасад; б — вид сбоку

“го разведки позволили провести южную границу распространения дольменов почти до Гагр1*. В 1925 г. были открыты древние сооружения у сел. Азанта и Ачандары ”, а затем обнаружены новые доль-менные группы на территории Абхазии и начаты М. М. Иващенко раскопки их у сел. Эшера **. В 1934 г. к более полному изучению эшерских дольменов приступил Б. А. Куфтин. Он добыл яркий и многообразный материал, относящийся ко времени их строительства и последующего использования ”.

Много внимания изучению дольменов Абхазии посвятил Л. Н. Соловьев. Исследователь склонен был выделять «южнодольменную культуру», почти не выходящую за пределы современной Абхазии, а носителей ее считал далекими предками абхазо-адыгов ”. В последнем предположении с ним вполне солидарен этнограф Ш, Д. Инал-Ипа ”.

Исследование дольменов Абхазии, предпринятое совсем недавно

О. М. Джапаридзе, позволило уточнить вопросы, поднятые Л. Н. Соловьевым, более четко подойти к хронологии местных памятников ”.

Следует отметить важную работу, сделанную Л. И. Лавровым. Им создана общая сводка дольменов Кавказа, в которой учтено 1139 памятников, предложена их четырехчленная типология”. Археологическая карта Абхазии, составленная Ю. Н. Вороновым ”, дополняет сведения о дольменах, собранные Л. И. Лавровым. Необходимо также отметить большое научное значение исследований, проведенных

А. А. Формозовым и А. Д. Столяром на прикубанских поселениях Хаджох, Скала, Мешоко”, так как они важны для хронологических построений.

Завершая обзор, следует отметить, что многие стороны в изучении дольменных памятников требуют существенных доработок.

1. Дольмены Западного Кавказа до сих пор должным образом не описаны, почти отсутствуют их научно-грамотные чертежи. Слабо изучена архитектура дольменов. Абхазские памятники изучались в полком отрыве от остальных и более многочисленных дольменных групп, расположенных в Краснодарском крае — вдоль Черного моря и в бассейне р. Кубани, хотя между ними нет резких естественных границ.

2. Проведенные раскопки недостаточны. Известны «богатые» захоронения в дольменах ст. Новосвободной и многослойное содержимое дольменов Абхазии, но совершенно не исследованы многие дольмен-ные группы Черноморья и Прикубанья, а среди них — высеченные в скалах (корытообразные и монолиты).

3. До сих пор отсутствует хронологическая шкала, охватывающая время создания дольменов различных типов и устанавливающая смену погребального обряда в дольменах.

4. Очень плохо изучены поселения, оставленные носителями доль-менной культуры.

5. Исследованиями почти не затронут вопрос об отношении культуры дольменов к предшествующим и последующим культурам.

6. Не сделана попытка сравнить архитектуру кавказских дольменов с дольменами мира.

7. Необходимо еще раз, в свете новых археологических данных, обратить внимание на происхождение культуры кавказских дольменов. Необходимо попытаться еще раз поставить вопрос о связи культуры дольменов с происхождением местных кавказских ыародов.

В силу сказанного в 1967 г. Институтом археологии АН СССР и был создан специальный отряд для изучения дольменов. За ряд лет (1967—1975) под руководством автора были описаны и исследованы основные дольменные группы Причерноморья и Прикубанья, выявлены новые группы памятников. Удалось собрать большой научный материал в виде архитектурных обмеров долъменных сооружений, их зарисовок и фотографий, больших археологических коллекций. Параллельно с полевой работой шло изучение материалов, хранящихся в различных музеях Москвы (ГИМ), Ленинграда (Гос. Эрмитаж. МАЭ), Тбилиси (Гос. музей Грузии и Гое, музей искусства Грузии), Краснодара, Майкопа, Сухуми, Сочи, Геленджика, Туапсе, Новороссийска.

Положения данной работы основываются на уже известных и вновь добытых фактах. Однако фрагментарность изученного материала потребовала сделать и некоторые предположения. Они связаны с культовым осмыслением дольменов, их происхождением, ролью культуры местных дольменов в становлении коренных народов Западного Кавказа. И все же наши гипотетические суждения построены на основе изучения большого сравнительного материала и тех «мелочей», которые могли быть получены только путем архитектурных изысканий. Каждое из этих суждений, независимо от своего объема и широты перспективы, в дальнейшем дополненные новыми данными, смогут получить право называться фактами, другие, возможно, отпадут.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru