Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древности Туровщины - Страница 10 Первобытное общество

Ранний этап зарубинецкой культуры (вторая половина III в. до н. э. — I в. н. э.).

Археологические материалы, относящиеся к раннему этап} зарубинецкой культуры, обнаружены на 17 селищах: Знаменкг (2,3), Бурези (6), Хильчицы (7,8), Воронино (11), Вересница (В) Кремно (25), Озераны (29, 35), Погост (31), Семурадцы (37, 38 41, 43), Сторожевцы (44, 45). Кроме того, выявлены 7 бескур-ганных могильников. Раскопки производились на четырех могильниках: Бурези (6), урочище “Казаргать” (6), Воронино (9)3 Погост (31), Семурадцы (38). Ни один из этих интереснейшим памятников, к сожалению, до конца не исследован. В apxeo-j логической литературе высказано предположение, что на терн риторию Верхнего Поднепровья зарубинецкие племена при-) шли извне (Ю. В. Кухаренко) и они одновременно сосуществовали с милоградскими (О. Н. Мельниковская). Подобного со-! существования племен на территории Туровщины не наблюдается.

Анализ археологических материалов указанной территории Полесья позволяет сделать заключение, что обитатели раннего этапа зарубинецкой культуры занимались земледелием и скотоводством. Основным типом поселений являлись открытые селища, но ни одно из них здесь не раскапывалось: Размеры селищ, судя по территории распространения кера-мики, самые различные — от 1 до 10 и более га. На селищах прослеживается культурный слой с находками от 02 до 0,6 м и более. Каждое из таких поселений подробно описано в конце настоящей работы. О их размерах можно судить также по имеющимся в тексте планам.

На основании изучения бескурганных могильников установлено, что среди этих племен был распространен обряд трупо-сожжения. На четырех упоминавшихся зарубинецких могильниках раскопано в общей сложности 98 погребений, которые находились в круглых и удлиненных ямах. На одном из могильников в Семурадцах (38) из 25 захоронений было произведено в круглых ямах 9, их диаметр от 0,4 до 12 м (рис. 17), а 16 — в удлиненных: 7 ориентированы с северо-запада на юго-восток j(puc. 18), 3 — с северо-востока на юго-запад (рис. 19). Размеры удлиненных ям были самые различные, длина их от 1,1 до 2,5 м, ширина от 0,5 до 1,6 м.

В погребальную яму ставились глиняные сосуды — горшки, миски, кружки, стопки, клались обломки сосудов, железные и бронзовые вещи, стеклянные античные импортные бусы и др. Указанный могильник в Семурадцах несколько отличается от других известных зарубинецких могильников Туров-щины (Казаргать (6), Воронино (9), Погост (31)) тем, что в погребениях находились в основном небольшие сосуды, которые, видимо, делались специально для захоронений. В других г' гияьниках в погребальные ямы ставились обычные кухонные сосуды. Такой обычай дает основание предполагать, что в бассейне Ствиги обитала какая-то локальная группа зарубинецких племен, которая отличалась некоторыми особенностями погребального обряда от племен бассейна Припяти. Среди всех зарубинецких племен был распространен обряд жертвоприношения домашних животных при совершении погребального обряда. Об этом могут свидетельствовать находки костей мелкого рогатого скота в погребении № 1 в Погосте (31). Кости домашних животных обнаруживаются и в других зарубинецких могильниках Среднего и Верхнего Поднепровья.

О домашних занятиях племен зарубинецкой культуры Ту-ровщины говорят многочисленные изделия материальной культуры. Здесь было развито производство разнообразных предметов из глины, металла, кости, рога и камня. В работе приводятся в основном новые зарубинецкие материалы Туровщины (рис. 10,11,20—24, 27—30). Наиболее массовой категорией вещей является керамика. Все сосуды плоскодонные, изготовлялись лепным способом, часть сосудов имела лощение серого или грязно-коричневого сравнительно хорошего обжига. В качестве примеси добавлялись в основном дресва и песок. Все сосуды можно разделить на несколько групп: горшки, миски, кружки и стопки. Горшки имеют вытянутую форму, прямой или слегка отогнутый наружу венчик, чуть суженное дно, плечики выражены слабо, широкая часть тулова находится ближе к верху. Многие из горшков, особенно груболепные, во время ритуала погребения разбивались на стороне, а в яму ставились их нижние части и бросались обломки вен-ников. Один горшок из погребения № 5 в Семурадцах (38) имел слегка утолщенный верх (рис. 203), нем напоминал сосуды эпохи бронзы и милоградской культуры. Отдельные горшки в верхней части имели ушки (рис. 233), У других в нижней части были сделаны отверстия. Подобные сосуды,- видимо, служили для приготовления сыра или для каких-то иных целей (рис. 16,19; 35,11). Горшки в своем большинстве являются гладкостенными. Часть горшков, как лощеных, так и груболепных, была орнаментирована вдавливаниями круглой палочки (рис. 11,8). Как отмечалось, этот орнамент был характерен для сосудов милоградской культуры. В целом груболепные горшки зарубинецкой культуры очень близки по тесту, обжигу, цвету, примесям (а многие даже и по форме верхней части) к горшкам милоградской культуры. Различие сосудов заключается лишь в том, что у племен милоградской культуры они имели округлые днища, а у племен зарубинецкой культуры были плоскодонные.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru