Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древности Туровщины - Страница 3 Первобытное общество

Одна из важнейших проблем, изучаемых учеными разных стран уже не одно столетие, — история ранних славян. В решении этой проблемы значительное место принадлежит разработкам, связанным с формированием и расселением славян на территории Восточной Европы.

Несомненные успехи к настоящему времени достигнуты усилиями российских и украинских ученых, которые, пересматривая концепции, сложившиеся в 60—70-е годы XX в., на основе накопленных обширных материалов вырабатывают новые подходы к решению проблемы в целом. Интерес представляют и выводы, к которым приходят исследователи отдельных микрорегионов) в том числе и белорусских.

В своей научной работе, опираясь на значительный археологический материал, Л. Д. Поболь придерживался точек зрения, высказанных В. Н. Даниленко (1953 г.) о том, что заруби-нецкая культура сложилась на базе милоградской и О. Н. Мель-никовской (1967 г.) о раннеславянском характере милоградских древностей. В пользу этой гипотезы Л. Д. Поболь привел следующие факты: совпадение территории расселения, сходный тип жилищ и хозяйственных сооружений, близость погребального обряда (Очерки археологии Белоруссии, 1970 г.). Исследования памятников зарубинецкой культуры начаты Л. Д. Поболем с 1955 г. В 1956—1957 гг. он продолжил после П. Н. Третьякова и Ю. В. Кухаренко раскопки Чаплинского археологического комплекса (городище, селище, могильник). В 1961, 1964 гг. изучал зарубинецкие могильники у деревень Семурадцы и Погост Житковичского района (на территории Туровщины), проводил раскопки городищ Бобруйского и Бы-ховского районов в северной части ареала данной культуры. На белорусских материалах были выделены два региона зарубинецкой культуры: верхнеднепровский и полесский. В дискуссии 70-х годов XX в. о хронологии зарубинецких древностей Л. Д. Поболь придерживался мнения о начале возникновения данной культуры в III в. до н. э. Точная дата ее возникновения была неясна в связи с обнаружением как в Среднем, так и Верхнем Поднепровье огромного пласта древностей, родственных данной культуре. В отдельную культурно-историческую группу древности второй четверти I тыс. н. э. выделил В. Н. Даниленко. По материалам Среднего Поднеп-ровья они получили название «киевская культура». Материалы киевской культуры исследовались Л. Д. Поболем и на памятниках Туровщины. Однако систематическое изучение памятников этого облика начато раскопками Л. Д. Поболя в Белорусском Поднепровье на селище и могильнике д. Абидня Быховского района. С 1967 по 1983 г. исследователь изучал селище,, и могильник в д. Тайманово Быховского района, где выявил многочисленные материалы II—IX вв. н. э. В Березинском районе Минской области им изучались селище у д. Красная Зорька и городище у д. Дмитровичи. По мнению Л. Д. Поболя данные древности распространились не только по 'всей территории, занимаемой прежде зарубинцами, но и выходили на север за ее пределы в бассейне р. Березины. В ареал «постза-рубинцев» или, как принято в научной литературе, памятников типа Абидни, Л. Д. Поболем (1970 г.) включены значительная часть Смоленщины и Брянщины. На юге данные памятники смыкаются с однотипными объектами киевской культуры.

Л. Д. Поболь рассматривает памятники киевского типа как поздний этап зарубинецкой культуры, видя в них прямую эволюционную связь с более ранними зарубинецкими древностями. В отличие от него, другие сторонники славянской атрибуции памятников киевской культуры усматривают ряд различий между поздними комплексами Чаплина, Почепа и ранними киевскими памятниками Грини, Абидня (Максимов, 1982). П. Н. Третьяков (1966 г.) полагал аналогичными по ряду характерных элементов культуры памятники Могилевского, Гомельского Поднепровья, а также северной Киевщины с синхронными им деснинскими древностями второй и третьей четвертей I тыс. н. э. Все эти древности он относит к восточнославянскому этносу, сформировавшемуся в процессе переработки зарубинецких традиций. Л. Д. Поболь (1983 г.) является сторонником гипотезы эволюционного развития материальной культуры населения в I тыс. н. э., сохранения многих зарубинецких традиций и в целом зарубинецкой основы всего процесса развития культур, сложившихся в Верхнем Поднеп-ровье после зарубинцев.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru