Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа - Страница 14 Первобытное общество

17

Е. П. Алексеева пришла к выводу о его датировке VI-IV вв. до н. э. Она отметила, что «Казбекский клад следует рассматривать как промежуточное, связующее звено между культурами восточной части Центрального Кавказа и Закавказья», что объясняет «смешанный» характер комплекса (Алексеева, 1949. С. 223).

Ш. Я. Амиранашвили в «Истории грузинского искусства» проанализировал антропоморфную пластику в контексте всего закавказского материала, ориентируясь на ближневосточные параллели (Амиранашвили, 1950). Рассматривая историю развития грузинского искусства он приводит фигурки Казбекского клада как свидетельство существования культов, связанных с плодородием и мужской силой. Подтверждения выдвинутому тезису он находит в «верованиях картвельских племен» (Амиранашвили, 1950. С. 53-66).

Свод вещей из Казбекского клада приведен в публикации Л. Г. Цитланадзе (Цитланадзе, 1963). Она связывает статуэтки с празднествами эротического характера и находит им аналогии в этнографических материалах Пшав-Хевсурети, в культах Берикоба, Кееноба, Мурквамоба. По ее мнению, все они посвящены божеству плодородия Квириа.

В 1960 г. Е. И. Крупнов в работе «Древняя история Северного Кавказа», описывая общую схему развития материальной и духовной жизни народов Кавказа, приводит фигурки из Казбекского клада (Крупнов, 1960. С. 240).

В 1950-1970-е гг. были исследованы святилища Восточной Грузии с бронзовыми антропоморфными скульптурами: Мели-Геле I и II, Мелаани, Шилда (Пицхелаури, 1959, 1965, 1973, 1988; Майсурадзе Панцхава, 1984; Майсурадзе, Иванишвили, 2004). Это самые ранние комплексы со статуэтками в Грузии и первые документированные святилища. Позже в Дагестане обнаружили схожие святилища (Хосрех, Чадоколоб).

В работе К. Н. Пицхелаури «Кинжалы кахетинского типа» фигурка из святилища Мелаани использована для реконструкции способов ношения кинжалов в эпоху поздней бронзы-раннего железа (Пицхелаури, 1959). К. Н. Пицхелаури интерпретировал антропоморфную пластику, найденную на территории святилища Мели-Геле I. Он считает, что обнаружение женских статуэток в более ранних слоях памятника свидетельствует о культе «Великой Матери», а смена статуэток на мужские в более поздних слоях говорит о смене верований на «культ воина». В работе приведена аналогия святилищам Грузии — центральный храм в Мусасире, посвященный богу войны Халду в Урарту (Пицхелаури, 1965).

В 1968 г. Д. Л. Коридзе опубликовал Гамдлиц-каройский клад, в состав которого входила культовая площадка из цельнолитой бронзовой пластины с фигурами животных и людей. Д. Коридзе связал ее с почитанием божества плодородия и овечьим культом (Коридзе, 1968). О. Д. Лордкипа-нидзе видит в ней модель святилища (Лордкипа-нидзе, 1979). Найденная площадка важна для понимания целей использования антропоморфной пластики и ее места в культовых церемониях.

В работах О. С. и И. О. Гамбашидзе опубликована антропоморфная пластика из могильника Борнигеле и сделана попытка ее интерпретации. Исследователи увидели в найденной пластике влияние хеттского искусства и пришли к выводу о том, что «на территории ее распространения жило общество с одинаковыми верованиями и взглядами, религиозная сущность которых определяется почитанием мужского божества плодородия» (Гамбашидзе О. С., Гам-башидзе И. О., 1986. С. 25).

В исследовании М. П. Инадзе предполагается, что «храмовые центры зарождаются в Вани и Сархе начиная с VIII-VII вв. до н. э. в местной среде на основе существовавших здесь святилищ и объединенных вокруг них сельских (храмовых) общин. К V в. до н. э. храмовые центры Вани и Саирхе принимают развитые организационные формы, с институтом жрецов, со сложной системой сакральных ритуалов и установленными нормами культосложения» (Инадзе, 1986. С. 33-53). Г. Квирквелия и Д. Ка-чарава опубликовали новые и проанализировали ранее найденные здесь фигурки (Качарава, Квирквелия, 2006; Квирквелия, 2007. С. 48-50; Kacharava, Kvirkveliia, Chi, 2008. P. 97-110).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru