Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа - Страница 3 Первобытное общество

И знаков на теле........................................

ГЛАВА 5. Соотношение выделенных групп пластики с

Археологическими культурами Кавказа...................................249

5.1.  Распределение антропоморфной пластики по археологическим

Культурам Кавказа в эпоху поздней бронзы...................................250

5.2.  Распределение антропоморфной пластики по археологическим

Культурам Кавказа в раннем железном веке...................................253

Заключение..............................................................256

Каталог антропоморфной бронзовой пластики Кавказа..................259

Литература...............................................................406

Список сокращений......................................................422

Ф


Ф



Предисловие

Предлагаемая книга — чрезвычайно обширный труд по весьма нелегкой для исследователя теме. Дело в том, что объектом исследования являются неординарные артефакты: бронзовые статуэтки людей — плод индивидуального творчества древних мастеров Кавказа. Именно данная специфика во многом объясняет малое количество трудов, которые бы специально освещали эту тему. Причем исследования почти столетней давности носили, главным образом, описательный характер (А. А. Тальгрен, А. А. Захаров). В более современных исследованиях анализ антропоморфной металлопластики составлял сегмент более обширной темы о религиозных мировоззрениях древнего населения Северного Кавказа (В. И. Марковин). Характеристика же мелкой бронзовой антропоморфной скульптуры, обнаруженной при раскопках кавказских археологических памятников, как правило, анализировалась в контексте с другими основными материалами, но также с упором на идеологию.

Труд О. А. Брилевой — попытка всестороннего и всеобъемлющего специального исследования древней бронзовой металлопластики как одного из явлений материальной культуры. Первая глава содержит основные историографические данные об изучении бронзовой антропоморфной пластики на Кавказе. Во второй, самой большой по объему, главе автор устанавливает временные рамки анализируемой совокупности статуэток, последовательно выделяя группы надежно датированных предметов, затем массив статуэток, датированных по аналогии, и, наконец, те фигурки, которые могут быть датированы только по технике изготовления. Как результат представлены четыре хронологических этапа развития кавказской антропоморфной металлопластики на основе собранных источников от XV в. до н. э. до постсарматского времени. Третья глава посвящена обоснованию авторской классификации, согласно которой 888 статуэток сгруппированы в три совокупности, и каждая из них рассмотрена в мельчайших подробностях по заявленным параметрам: функциональному назначению, морфологическому описанию, смысловому содержанию, культурным ареалам, физико-географическому распределению и хронологии. Четвертая глава посвящена детальному описанию и анализу элементов костюма, форм украшений, причесок и особых знаков на исследуемой совокупности бронзовой антропоморфной пластики. В результате проделанной работы выявлены особенности женского и мужского костюмов на фигурках в зависимости от их культурной принадлежности и хронологии. В пятой главе О. А. Брилева предложила довольно сложный аспект рассмотрения анализируемой группы антропоморфной металлопластики на предмет соотношения выделенных автором морфологических вариантов с археологическими культурами эпохи поздней бронзы и раннего железа. В небольшом заключении подведен общий итог.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru