Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа - Страница 5 Первобытное общество

Научный труд О. А. Брилевой сложный и многоплановый. Как и в каждой работе такого объема, здесь есть дискуссионные моменты, особенно в интерпретационной части, которая имеет свой самостоятельный почерк. По многим аспектам она выделяется новаторским подходом. Автором использован для исследования свой, никем ранее не предлагавшийся путь анализа казалось бы уже известных материалов. А это уже историческое открытие, мимо которого невозможно пройти. Исследование О. А. Брилевой является новаторским и по высокопрофессиональному применению всего инструментария современной методики анализа в исторической науке для раскрытия в полном объеме предложенной темы. Хотя это и свойственно для молодой генерации археологов, но не всеми ее представителями он используется на столь высоком уровне. Монография «Древняя бронзовая антропоморфная металлопластика Кавказа» является оригинальным вкладом в историческую науку.

В. И. Козенкова

Д. и.н., ведущий научный сотрудник Отдела скифо-сарматской археологии Института археологии РАН

Ф



Введение

Антропоморфная пластика — полноценный исторический источник дописьменного периода истории народов Кавказа, который может рассказать о жизни человеческого общества, его экономическом укладе, духовном развитии, эволюции культов и религиозных обрядов, религиозно-магических представлениях и художественно-эстетических воззрениях. На Кавказе антропоморфная пластика появляется с эпохи энеолита в виде каменных и глиняных фигурок. В эпоху поздней бронзы фигурки стали изготавливать из металла. Появление схожей бронзовой антропоморфной пластики на территории всего Кавказа — яркий показатель единого исторического пути, интенсивных культурных и экономических связей кавказских народов.

Предметом настоящего исследования является бронзовая антропоморфная скульптура Кавказа. Изготовленные из бронзы малые объемные изображения реальных или вымышленных существ антропоморфного облика являются художественными произведениями, памятниками древнего изобразительного искусства, участниками ритуальных действий и отражают экономическое состояние общества. Они иллюстрируют духовный мир, религиозные культы, идеалы и представления населения Кавказа в древности.

Создаваемые человеком предметы характеризуют его как творца (субъекта деятельности), и иллюстрируют творимую им (для себя и вокруг себя) предметную среду — материальную, духовную и художественную. Бронзовая антропоморфная пластика, как и вся скульптура, по определению В. С. Ольховского «относится к пространственным (пластическим) видам искусства, являясь в то же время и историческим, и археологическим источником» (Ольховский, 2005. С. 7).

Изучением антропоморфной пластики Кавказа ученые занимаются уже два столетия. На начальном этапе изучения (1860-е гг. — 1910-е гг.) характерны дискуссии о возможных истоках появления бронзовых фигурок на Кавказе, поиски далеких аналогий в эгейском мире, коллекционирование «предметов обожания» (Ипполитов, 1992; Головинский, 1878. С. 251; Bayern, 1882. P. 327-328; Mourier, 1887. P. 28-32; Уваров, 1887. С. 2-9; Пантюхов, 1896. С. 1-7; Филимонов, 1878. С. 41; Уварова, 1900). На втором этапе (1930-е — 1960-е гг.) выделены археологические культуры Кавказа; возросло количество найденных и опубликованых экземпляров антропоморфной пластики (Смирнов, 1934; Иессен, 1935; Лукин, 1941; Куфтин, 1949; Мегрелидзе, 1951; Пицхе-лаури, 1965; Ямпольский, 1965; Есаян, 1966; Ко-зенкова, 1966; Коридзе, 1968); сделаны первые попытки анализа появившегося массива пластики в работах А. А. Захарова (Zakharov, 1933). На третьем этапе (1960-е — 1980-е гг.) выходит ряд работ регионального характера (Есаян,

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru